Соответствующие поправки были внесены в правительственный законопроект, уточняющий квалификационные требования для государственных и муниципальных служащих.
В преддверие очередных выборов в Государственную думу депутаты Андрей Луговой (ЛДПР) и Владимир Бурматов («Единая Россия») предложили обязать государственных и муниципальных служащих, а также граждан, претендующих на эти должности, представлять данные о своих аккаунтах в социальных сетях. В середине июня текущего года профильный комитет по местному самоуправлению поддержал предложение депутатов. Думе предложено рассмотреть законопроект с утвержденными поправками 22 июня.
Согласно новым статьям, которые в случае принятия проекта появятся в законах о государственной гражданской службе и муниципальной службе, нанимателю должны представляться «сведения об адресах сайтов и страниц сайтов» в интернете, на которых «служащий размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать». Гражданин, устраивающийся на работу чиновником, представляет все данные о своем присутствии в интернете за три года до поступления на службу, а действующий служащий — ежегодно до 1 апреля, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей. Если такие данные не представлены, то государственные и муниципальные служащие могут быть уволены, а претенденты на эти должности не будут приняты на работу, следует из поправок. Пользоваться псевдонимами тоже будет фактически запрещено. Согласно предложенным нормам, госслужащие должны будут предоставить все данные, «позволяющие их идентифицировать» (а то, бывает, переписываешься с какой-нибудь «Хайди Клум», а она в реальности — Василий Колесников, работник таможни города Находки). Кроме того, начальники имеют право санкционировать проверку полноты этих сведений.
Депутаты уже вносили такое предложение в виде отдельного законопроекта в начале мая (он был отозван). Тогда в пояснительной записке к законопроекту они отмечали, что предложение «направлено на повышение прозрачности государственного и муниципального управления». По задумке авторов инициативы, подобный контроль позволит «создать условия для… устранения деструктивных конфликтов в отношениях «власть — подчинение». В частности, по мнению депутатов, мониторинг сетей чиновников их руководителями поможет борьбе с коррупцией. Авторы инициативы ссылались на Конвенцию ООН по противодействию коррупции, по которой публичные должностные лица должны представлять декларации о внеслужебной деятельности, в случае если она может спровоцировать конфликт интересов.
По словам Бурматова, отчеты за действия в соцсетях помогут вычислить бизнес-лоббистов, пытающихся «затесаться» в ряды государственных служащих:
«Я вижу в этом способ выявления конфликта интересов. Человек всю жизнь занимался, например, бизнесом и в тесных отношениях с лоббистскими группами, постоянно участвует в их мероприятиях. А потом заходит на муниципальную и госслужбу и начинает распределять госсредства. Здесь лучше заранее знать о таких фактах его биографии».
.
Ну конечно! Ведь каждый коммерсант в обязательном порядке пишет во всех социальных сетях о том, какие сделки он заключает, что за товар приобретает и перепродаёт — вплоть до штрих-кода и тоннажа.
С одной стороны, открытость для госуправления и чиновников, которые его осуществляют, вещь полезная, уверен директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков. С другой стороны, отмечает он, не очень понятно, какой цели хотят достичь авторы документа, поскольку основной упор они делают на обеспечение лояльности чиновника своему начальству:
«Лояльность для чиновника входит в число требований по его служебному поведению. Смущает только то, что не прописано, как будет проводиться грань между информацией о служебном поведении чиновника и информацией о его личной жизни».
.
Он предположил, что такая поправка может не только расширить возможности получения информации о возможных нарушениях чиновников, но и создать немало трудностей для защиты охраняемой законом личной жизни.
Политолог Николай Миронов считает, что если поправки будут приняты, их трактовку с легкостью можно расширить:
«Ограничения по соцсетям могут начать вводить для учителей, врачей и других работников бюджетной сферы. Тут даже не нужен закон. Достаточно внести такие требования во внутренний распорядок. Не думаю, что законопроект направлен на то, чтобы отсечь кого-то от государственной службы. В принципе чиновники и так не стремятся к большой публичности и дважды думают, прежде чем написать какой-нибудь пост в соцсетях. Однако это создает дополнительную «атмосферу страха» для них. Фактически им придется доносить на самих себя.
Теперь, когда госслужащий захочет выложить фотографию с отдыха, где он на пляже, эту же фотографию ему придется самому показывать начальству. Это же просто унизительно!»
.
А нам кажется, что не только в правах человека дело. Все эти поправки попросту — очередная пустышка, которая не будет работать. Тем более, что «подтереть» информацию о себе в социальных сетях — не такая уж проблема, а рассказывать обо всех интимных подробностях своей интернет-жизни любой нормальный человек захочет разве что под пытками (кстати, как вам такой вариант ещё одной поправки?).
Но вообще возникло ощущение дефицита общения у господ депутатов, поскольку подобные инициативы больше похожи на попытки напомнить о себе..
Главное за неделю в области права.
23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.