29 июня 2016

На страну надевают «пакет Яровой»

Сегодня Совет Федерации решает — быть «закону о слежке» в России или не быть? Если «антитеррористические поправки» Яровой-Озерова будут поддержаны сенаторами, а вероятность этого очень высока, то последняя возможность остановить крайне болезненный и для интернет-отрасли, и для свободы в целом законопроект будет только у Президента РФ Владимира Путина.

В преддверие рассмотрения «закона о слежке» сенаторами, мы решили показать, как социальные сети отреагировали на громкий хлопок дверью уходящего в небытие, пожалуй, самого репрессивного и регрессивного — VI созыва Государственной Думы РФ. Одним из ярчайших событий стало голосование за «антитеррористический пакет» депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова, который в сущности к борьбе с терроризмом имеет весьма отдалённое отношение, о чём говорили многие эксперты, в том числе бывший ЦРУшник, а ныне — политбеженец, проживающий в России, Эдвард Сноуден.

Практически все специалисты в области интернет-технологий, а также общественники и представители бизнеса подчеркнули техническую невозможность воплощения в жизнь прихотей помешанных на шпиономании законотворцев, к тому же принятый Госдумой законопроект не только взвинтит цены на связь и услуги интернета, но и, вопреки основному закону Российской Федерации — Конституции, существенно ограничивает права и свободы всех россиян.

За судьбой скандального законопроекта интернет-активисты, правозащитные организации, блогеры и общественные деятели следили с момента его появления, и, как ни пытались его вернуть в русло здравого смысла, он не изменялся в сторону либерализации, а напротив — становился всё более ужасающим. Так что эмоции пользователей Рунета вполне объяснимы. Мы решили привести наиболее близкие к правилам приличия.

Все копья полетели в основном в Яровую — видимо, благодаря ранее сформировавшемуся образу наиболее активного апологета самых жёстких законов:

Примерно в таком же ироничном духе накануне принятия Госдумой сомнительного законопроекта написал комментарий в своём Facebook один из учредителей Общества Защиты Интернета (ОЗИ) Леонид Волков:

«На кого работает Ирина Яровая? Поработаем кремлевскими конспирологами, которые четко выучили принципы «дыма без огня не бывает» и «ищи кому выгодно»!
1. Из закона Яровой пропали нормы про лишение гражданства и ограничение выезда, но весь ад вокруг хранения трафика остался.
2. Все понимают, что хранение шифрованного трафика не имеет никакого смысла, но, тем не менее, Яровая цепляется за это. По новой версии закона, трафик надо будет хранить 6 месяцев.
3. По многочисленным оценкам экспертов отрасли, цена вопроса (организация хранилищ данных) — порядка 30 млрд долларов. Эти расходы будут операторами связи переложены на потребителей (нас с вами), а кто их получит? Получат, прежде всего, производители хранилищ данных, дисковых массивов, оборудования для ЦОДов.
4. То есть японские и корейские компании и их китайские подрядчики-производители. Но основная прибыль останется в Японии.
5. Итак, Ирина Яровая действует в интересах японского (и, отчасти, корейского, тайваньского и китайского) ИТ-бизнеса.
6. Остается вспомнить, что она выросла и много лет жила и работала на Камчатке, работала там в прокуратуре, потом была депутатом. Муж ее (с которым она сейчас в фиктивном разводе) — крупный бизнесмен-рыбопромышленник.
7. Япония, Камчатка, рыба…
Думаю, тут уже всем все стало понятно.
Кто в чем-то сомневается, может дождаться, как Ирина Яровая будет голосовать по курильскому вопросу, когда до него дойдет очередь, но умный читатель уже все понял:
Ирина Яровая — японский шпион».

.

На продублированную в твиттере публикацию Волкова появился не лишённый смысла следующий реплай:

.

Досталось также технической и правовой компетентности российских законотворцев, о которой, кстати, мы писали в недавней публикации:

.

Естественно, обсуждались возможные последствия, которые в итоге принесёт принятый «закон о слежке»:

.

Интересную версию возможных последствий «адовых поправок», которую до него никто не озвучивал, выдвинул известный нижегородский блогер и специалист в области IT Илья Вайцман:

«Уважаемые сокамерники сограждане, а вы понимаете, что в случае принятия и исполнения поправок Яровой-Озерова — не только трафик популярных среди не озабоченных защитой своих данных пользователей мессенджеров будет читаться и анализироваться «чекистами»? Коммерческая переписка конкурентам и интимные фотографии порносайтам, — это так, «на сигареты» заработок.

Есть и пожирнее кусок: весь интернет-банкинг, все транзакции онлайн-магазинов и прочее — тоже будут вскрываться и складываться в кубышку. Без малейшей защиты (все ключи же будут в руках ФСБ «для борьбы с терроризмом») и со всеми параметрами для фальсификаций.

А теперь попробуйте убедить меня, что какой-нибудь «прапорщик ФСБ» (имя коим — «Легион») за небольшие по меркам преступников, но существенно превосходящие его оклад денежки — не будет сливать все эти данные налево? И чёрта с два вы потом докажете, что не совершали каких-то там переводов и покупок, потому что все (подчеркиваю: ВСЕ) данные будут идеальным образом доказывать ваше участие. Самое же поганое, что вы можете никогда даже и не узнать, что вас грабят, если преступники не будут наглеть и снимать с карт все и сразу, — вы же свои транзакции до копейки не проверяете, так — похожа сумма на правду и ладно. Рубликов по 300-400 месяц с каждого картовладельца, — Ротенберг через год этим деятелям будет шнурки завязывать.

….впрочем, шелупонь понаглее будет сразу снимать все и ложиться на дно. Тоже очень неплохой «бизнес». Благо, все предпосылки создаются».

Спойлер: у него есть очень много остроумных и едких высказываний на злобу дня, в том числе и касаемо Сети, — например, относительно советника президента в вопросах интернета Германа Клименко, — но в одной статье все их привести мы, увы, не в силах.

.

Ожидание принятия законопроекта, в общем, было пронизано пессимизмом:

.

О том, как принимался законопроект, мы писали в режиме онлайн, и параллельно с нами пользователи тоже наблюдали за этим цирком процессом. Постфактум о думских прениях высказался в том числе и бывший депутат «Справедливой России» Геннадий Гудков, отец независимого депутата Дмитрия Гудкова, внесшего в законопроект поправки, нейтрализующие в нём самые людоедские моменты, но, как вы помните, Госдума решила всё по-своему и поправки Гудкова-младшего отклонила:

.

Дальнейшая реакция на факт принятия Госдумой регрессивного «пакета Яровой-Озерова» была в основном предсказуемо окрашена в чёрные тона:

…Есть и совсем непечатные высказывания…

Как мы уже выше говорили, досталось в основном Ирине Яровой, а Озерова пользователи соцсетей как-то почти обошли вниманием:

.

Оттоптались и на «пакете Яровой»:

.

Была масса обсуждений последствий закона, а также меры предосторожности от его возможного воздействия:

.

Множество комментариев относительно «закона о слежке» также часто носили пессимистический окрас. К примеру, известный блогер и правозащитник Владислав Юсупов уверен, что всех россиян этим законом де-факто объявили преступниками:

«Целая страна подозреваемых. Сталин о таком не мог даже мечтать.
Со вчерашнего дня каждый россиянин будет подозреваться в терроризме и экстремизме.
Привыкайте к тому, что все ваши звонки, переписки, комментарии прослушиваются и читаются «кем надо».
Вы заранее объявлены преступником на случай, если не донесёте в органы о готовящемся преступлении.
Вы — с точки зрения государства, не имеете права на неприкосновенность личной жизни, свободы и право голоса.
Отныне, все мы — потенциальные враги государства. Каждый гражданин «Великой и Могучей» стал её личным объектом для ненависти.
Сам принцип «Государство для Гражданина» объявлен экстремистским и подлежащим наказанию».

.

Ну и, в общем-то, всем видна неконституционность и чрезмерная кровожадность законов, которые нам оставила уходящая Госдума вкупе с госпожой Яровой:

.

И вишенкой на торте стало мнение политбеженца Эдварда Сноудена, которое российские блогеры разобрали на цитаты:

.

После обсуждения поправок и голосования выяснился презабавнейший факт — согласно поимённым данным о голосовании по «законопроекту Яровой», председатель осудившей «закон о слежке» Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ) Леонид Левин поддержал скандальный документ. Правда, позже директор РОЦИТ Сергей Гребенников объяснил голос Левина в поддержку законопроекта техническим сбоем:

«По данным, которыми мы располагаем, председатель правления РОЦИТ Леонид Левин воздержался от голосования по законопроекту Яровой. Вероятно голос «за» является техническим сбоем. Он не мог не воздержаться, так как этот законопроект не обсуждался на его комитете».

.

Кроме соцсетей, после принятия Госдумой «закона о слежке», мнение о нём, а также примерный прогноз о дальнейшем его правоприменении высказали также правозащитники, интернет-активисты и представители интернет-отрасли.

В беседе с Лениздат.Ру, руководитель Центра защиты цифровых прав и юрист общественной организации «Роскомсвобода» Саркис Дарбинян назвал инициативу Яровой самой опасной из всех, что были приняты Госдумой на протяжении последних лет:

«Данный закон развязывает руки для тотальной слежки за каждым россиянином».

Также в интервью tdaily.ru Саркис Дарбинян пояснил, что

«…закон технически трудно реализовать, особенно в части передачи ключей шифрования, так как многие сервисы сами не обладают ключами и передавать им нечего. Кроме того, выполнение закона приведет к удорожанию услуг — как доступа в интернет, так и интернет-сервисов.

Средства, на которые компании должны закупить оборудования для хранения информации, то есть поток капитала в миллиардах рублей, пойдет на поддержку зарубежных компании — в этой части закон не соответствует политике импортозамещения и поддержки отечественных компаний.

…в законе Яровой есть прямое противоречие с международными правовыми принципами: в 2015 году было признано право пользователя на шифрование и анонимный выход в сеть как неотъемлемое право на тайну жизни в цифровую эпоху. Запрет на несертифицированные средства шифрования затрагивает многие сервисы, от WhatsApp до соцсетей, так как требует от них предоставления ключей шифрования, которые находятся не у сервисов, а у самих пользователей».

.

Рассуждая об «антитеррористических поправках» Яровой, председатель правозащитной организации «Гражданский контроль» Елена Шахова отмечает, что под прикрытием войны с терроризмом данный закон может быть направлен против политических оппонентов и независимых гражданских структур. При этом Шахова не спешит рассуждать о «Большом брате», который именно теперь будет следить за россиянами:

«У нас в стране уже давно существует система оперативно-розыскных мероприятий, по которым любые провайдеры имеют соответствующее оборудование, позволяющее фиксировать и записывать телефонные разговоры. Но оно установлено в таком месте, к которому имеют доступ не сотрудники провайдеров, а представители спецслужб. Хранение данных в течение шести месяцев позволит лишь усилить их контроль».

.

По мнению юриста Федора Кравченко, общая черта всех законов Яровой – это баснословные штрафы, которые способны припугнуть, например, многие СМИ:

«На протяжении всех девяностых и нулевых у редакций различных СМИ был один большой страх – нарушить закон о рекламе, что могло повлечь за собой штрафы в 100 тысяч рублей. Найти эти деньги может, пожалуй, любая редакция. Но заплатить 1 млн рублей смогут лишь крупные СМИ, а значит, что маленькие средства массовой информации очень боятся нечаянно нарушить законы, принятые при содействии Яровой».

.

Основатель общественной организации «Роскомсвобода» Артём Козлюк в интервью корреспонденту «Денег» Илье Дашковскому подчеркнул риск утечек информации о россиянах из тех огромных баз данных, в которые будут собраны их звонки, переписка, а также сведения о соединениях и другие метаданные:

«Говорят, что законопроект якобы смягчили — неправда. Да, изначально предполагалось, что звонки и переписка будут храниться в течение трех лет, а теперь речь идет о полугоде. Но это в любом случае невыполнимые требования для бизнеса: на новые сервера потребуются сотни миллиардов долларов, компании лишатся прибыли на годы вперед, а государство — налогов на огромные суммы. Помимо этого три года потребуется хранить информацию о факте звонков и переписки, так называемые метаданные. Казалось бы, это просто факты совершения звонков и отправки сообщений, но и по ним можно собрать всю информацию о нашей жизни — об интересах, связях, даже привычках. На этот счет были исследования Стэнфорда. Сбор и хранение такого огромного банка данных про всех нас неизбежно повлекут за собой и их утечки. Мы видим, как те или иные базы с личными данными или появляются в открытом доступе, или всплывают на черном рынке. Теперь это будет происходить в заметно больших масштабах.

[Введение тотальной цензуры отрицательно скажется на интернет-бизнесе]. У нас бизнес, связанный с интернетом, составляет до 20% ВВП. Вы можете найти другие цифры — 2%, 8,5%, но, если подсчитать весь бизнес, который связан с интернетом,— это 20%. Это очень много, и мы действительно это можем потерять. С другой стороны, можно ввести цензуру и пытаться построить тотально подконтрольный государственной идеологии местный бизнес — это китайский вариант. Мы идем по этому пути регулирования интернета, к сожалению. Вопрос только, насколько этот контроль будет жестким: будет ли у нас китайский или северокорейский контроль, грубо говоря. Мы сейчас именно на такой развилке».

.

Как мы уже писали, по словам спикера верхней палаты Валентины Матвиенко, профильный комитет Совфеда не нашёл в антитеррористических поправках нарушения норм Конституции и, скорее всего, пакет поправок будет принят.

Операторы связи и интернет-отрасль, в свою очередь, высказали беспокойство принятым «законом о слежке» и обратились к Совету Федерации с просьбой не принимать их, по крайней мере — в том виде, в каком они были направлены СовФеду из Госдумы. Но уже вчера стало известно мнение одного из авторов законопроекта, сенатора Виктора Озерова, заявившего

«В Совете Федерации внимательно изучили поступившие обращения. Могу сказать, что высказанные в них замечания уже учтены в нынешней редакции законов».

В общем, ответ в духе «всё за вас уже давно решено».

.

Как видите, огромное количество людей уверено — «закон о слежке» нанесёт удар сразу по множеству фундаментальных базисов, за счёт которых существует любое цивилизованное общество — от личных свобод граждан до бизнеса и экономики страны. Картинка из имеющихся на руках паззлов складывается, как ты её ни крути, почти апокалиптичная.

Хотя может всё-таки правы те, кто ратует за полное принятие всех самых шизофренических законов, чтоб потом посмотреть, как с ними будут справляться власти? Просто не хочется заканчивать обзор слишком пессимистично.

А пока давайте хоть как-то попробуем повлиять на мнение властей об этом драконовском законе. Подписать петицию об его отмене вы можете здесь.

Хронология внедрения законопроекта о тотальной слежке:

Новый законопроект о тотальной слежке за пользователями с обязанностью операторов и сервисов хранить переписку и звонки граждан 3 года

«Антиэкстремистский» законопроект, вводящий тотальную слежку, готовится к первому чтению в Госдуме

Законопроект Яровой-Озерова по трёхлетней слежке за интернет-пользователями взвинтит цены на услуги связи

Угроза информационной безопасности: СПЧ выступил против «антиэкстремистского» законопроекта Яровой-Озерова

РАЭК: законопроект Яровой-Озерова о тотальной слежке чреват общей деградацией интернет-отрасли в России

Комитет Госдумы одобрил «антитеррористический» законопроект о тотальной прослушке и слежке за пользователями

«Создание тотальной слежки за населением»: Депутаты в первом чтении обсудили «антитеррористический» законопроект Яровой (видео обсуждения и результаты голосования)

«Исполнить нельзя отменить»: Роскомнадзор считает неисполнимым закон о хранении всех звонков и переписки граждан

Общественная кампания против слежки — #1984LIVE

Экспертный совет при Правительстве РФ призвал остановить внедрение неисполнимых норм о хранении всей переписки граждан

Без переписки и звонков: из Совета Федерации поступили смягчающие поправки в законопроект Яровой о тотальной слежке

Штрафы за отказ передавать ключи шифрования в ФСБ. Внесены ужесточающие поправки в законопроект о тотальной слежке

Заявления с подписями граждан против законопроекта о тотальной слежке переданы в Госдуму, Правительство и Минкомсвязь

В Госдуме принимают законопроект о тотальной слежке. IT-отрасль и общество консолидированно выступают против

Совет Федерации одобрит «пакет Яровой», — Валентина Матвиенко

Операторы просят сенаторов отклонить «закон о слежке», а Герман Клименко хочет привести его «к разумному состоянию»

_____

Контакты

По общим вопросам

[email protected]

По юридическим вопросам

[email protected]

Для СМИ

Телеграм: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.