03.08.2016

Рынок управления авторскими правами в России дискредитирован и пришел к хаосу

Неуклюжие действия ОКУПов в деле "защиты прав" авторов ожидаемо привели к громким коррупционным скандалам, а также недовольству тех, чьи права они обязаны защищать

copyrasty Непрозрачные структуры, занимавшиеся всё это время непонятно чем, не вылезали из судов, грозились карами небесными и законодательными, лоббируют через преисполненных благоволением к ним чиновников из госведомств скандальные, а порой и попросту репрессивные законы, всякий раз умудрялись всё это время уходить сухими из воды, уводя от темы реформирования своей отрасли. Итог, как мы видим, плачевный. Снежный ком, копившийся все годы существования ОКУПов, с треском вырвал бронированные двери, за которыми они вели какие-то собственные переговоры, выдумывали свои понятия, согласно которым должны были жить все остальные, кто так или иначе столкнётся к проблемой копирайта, и вот теперь что ни неделя, то какой-то скандал, связанный с деятельностью правообладателей.

Арест главы РАО Сергея Федотова поднял волну недовольства авторов, которые до этого почему-то молчали, а сегодня вспомнили о своих обидах, копившихся десятилетиями. Правообладатели, как мы уже писали, подают иск против РАО, когда организация уже достаточно ослабела и у неё нет сил сопротивляться, как это было ранее, по словам омбудсмена по защите прав предпринимателей при президенте РФ в сфере интеллектуальной собственности Анатолия Семенова.

При этом РАО продолжает сопротивляться вмешательству внешних сил в свою деятельность, в штыки воспринимая любую попытку реформирования. Признаться, в связи с уже укоренившимся в среде ОКУПов непрозрачным способом ведения бизнеса, сейчас сложно разобраться — действительно ли в данный момент происходит неправомерное отчуждение прав и собственности РАО, или организация просто создаёт вокруг себя истеричный фон, который на некоторое время затормозит или вообще сведёт на «нет» процесс реорганизации скомпрометировавшей себя в глазах правообладателей конторы. Так, РАО на днях заявила о попытке рейдерского захвата, поводом для чего стала опубликованная в «Российской газете» (РГ) статья «на правах рекламы», где к членам РАО обратились с предложением провести внеочередную Конференцию. В частности, для этого авторам было предложено, «руководствуясь пунктом 4.2. Устава РАО, в целях соблюдения юридических процедур для созыва и проведения внеочередной Конференции РАО, заполнить прилагаемый к настоящему обращению бюллетень». При ознакомлении с указанным «бюллетенем» выяснилось, что бюллетень анонимный: в нем не предусмотрено указание фамилии, имени, отчества и подписи члена РАО. В качестве главных вопросов повестки дня в бюллетене указаны досрочное прекращение полномочий Генерального директора РАО С.С. Федотова, расформирование и создание нового Авторского Совета РАО и Ревизионной комиссии РАО.

По словам авторского совета РАО, ни к кому из членов организации никаких уведомлений об этой Конференции не приходило, поэтому РАО на своём сайте разместило обращение, в котором признаёт опубликованную в РГ информацию недостоверной, являющую собой провокацию, а также, по мнению РАО, попыткой рейдерского захвата, а именно:
— расформирования легитимных существующих органов управления РАО (Генеральный директор, Авторский Совет, Ревизионная комиссия),
— получения контроля над денежными средствами и имуществом РАО.

Понять из этой ситуации, кто прав, а кто виноват — почти невозможно. Причина всё та же — непрозрачный бэкграунд РАО, где вполне могли плестись какие-то интриги и внутренние заговоры с точно такой же вероятностью, как и построение коррупционных схем. А реформирование, как мы уже писали выше, тормозилось все эти годы именно по велению самих ОКУПов и чиновников в верхах, видимо, связанных какими-то материальными и нематериальными узами с правообладающей отраслью.

Вице-премьер РФ Игорь Шувалов дал поручение Минэкономразвития «проработать вопрос об экономической модели, максимально учитывающей интересы защиты авторских прав». На практике это будет означать переформатирование всей сферы управления правами на интеллектуальную собственность. На сегодняшний день государственную аккредитацию на бездоговорное управление авторскими правами имеют четыре организации: Российское авторское общество (РАО), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Российский союз правообладателей (РСП) и Некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства «УПРАВИС». Последнее из них занимается произведениями изобразительного искусства и рукописями.

На протяжении последних лет, пишет портал Звуки.Ru, авторы и исполнители неоднократно высказывали претензии к этим организациям, называя их выплаты недостаточными. Ситуация обострилась в прошлом году, когда эти общества вместе с Министерством культуры пытались пролоббировать принятие закона о т.н. глобальной лицензии (также известного как налог на интернет). Продавить этот законопроект организациям по коллективному управлению правами (ОКУПам) не удалось, а вот повысить градус раздражения в свой адрес удалось вполне. На РАО, РСП и ВОИС посыпались обвинения со стороны авторов, исполнителей и продюсеров. Илья Резник со скандалом отказался от услуг РАО, изъяв свои произведения из управления организации. Потребовала прозрачности и группа продюсеров, среди которых были Виктор Дробыш, Константин Меладзе, Игорь Матвиенко, Игорь Крутой и Максим Фадеев. Матвиенко утверждал, что в РАО идет междоусобная война и оттуда выводятся огромные средства — около 1 миллиарда рублей.

На фоне скандалов с недоплатами РАО выяснилось, что глава РАО Сергей Федотов и члены его семьи являются владельцами солидной недвижимости в Москве и в Шотландии, а также девелоперского бизнеса в Лондоне. Сам Федотов объявил это «кампанией по очернительству», хотя факт приобретения замка в Шотландии подтвердил.

Вокруг ВОИС обнаружилась целая плеяда никому не известных компаний, получавших весьма солидные вознаграждения от ВОИС непонятно за что. Игроки рынка предполагают, что эти компании на самом деле контролируются лично руководителем ВОИС Андреем Кричевским. Осенью прошло года в СМИ появились публикации, в которых Кричевского назвали рейдером с обширными бизнес-интересами. В конце публикации Кричевский практически напрямую обвиняется в попытке «рейдерского захвата» РАО и РСП (так что, как видим, заявление о попытках «отжатия» копирайт-контор звучат уже не впервые, прим. РКС).

Игорь Матвиенко явно имел основания утверждать, что между руководителями российских ОКУПов началась война. Сейчас уже можно говорить, что эта междоусобица вышла на принципиально новый уровень — уровень высших эшелонов российской власти. В прошлом году президент Владимир Путин лично поручил правительству сделать работу ОКУПов более прозрачной. Из осведомлённых источников, пожелавших сохранить анонимность, Звукам.Ru стало известно, что руководство страны деятельностью ОКУПов крайне недовольно.

С прошлого года на ОКУПы посыпались проверки, возбуждено несколько уголовных дел, прошли обыски в РАО и ВОИС. Сергея Федотова арестовали до конца августа. Его обвинили в том, что он способствовал выводу из РАО недвижимого имущества на сумму несколько сотен млн руб. По версии следствия, это было сделано путем передачи четырех принадлежавших РАО зданий на баланс дочерней структуры общества – ЗАО «СЭК». Впоследствии это ЗАО перевело недвижимость на баланс своих «дочек» – «Медиа-М», «Медиа менеджмент» и «Музыкальный Олимп» (позже эти компании были ликвидированы). А взамен ЗАО «СЭК» получило акции этих компаний. В предъявленном Федотову обвинении фигурирует сумма 297 млн руб. Члены авторского совета РАО, как вы помните, выступили в защиту Сергея Федотова.

По сведениям «Ведомостей», часть средств (170 млн руб.), о которых идет речь выше, получены за продажу компании ЗАО «Фэлсин» (около 170 млн руб.), которая ранее была приобретена на деньги, полученные за проданные здания, а оставшаяся сумма поступит в СЭК после продажи другого актива РАО – информационного агентства «Интермедиа». Всего после этих двух сделок СЭК получит более 300 млн руб.

Как сообщил Звукам.Ru сотрудник «Интермедиа», пожелавший остаться неизвестным, спор руководящих структур и Авторского совета РАО негативно сказался на работе агентства: на протяжении последних месяцев оно не предоставляет в СЭК финансовую отчетность и проводит переговоры о способах стабилизации ситуации. Агентству предстоит в третий раз сменить владельца: на протяжении нескольких лет его использовал в качестве подручной pr-структуры одиозный бизнесмен и экс-депутат Андрей Ковалёв, основатель «хард-роковой» группы «Пилигрим» (а ныне скромный исполнитель романсов и песен о любви). Компания Ковалёва в 2006 год вошла в состав учредителей «Интермедиа». В начале 2010-х агентство «Интермедиа» перешло под контроль РАО.

Комментируя высказывание адвоката Федотова о том, что он не может получить учредительные документы компании «Интермедиа», чтобы завершить сделку по ее продаже, другой сотрудник компании сообщил, что никаких проблем, тем более юридических, с этой сделкой нет и быть не может. Более того, все происходящее вообще никак не повлияло на работу агентства. Генеральный директор агентства Евгений Сафронов отказался комментировать ситуацию по существу, посетовав на то, что всё слишком запутано. Пока в верхах обсуждается новая модель коллективного управления правами, на рынке начинается обычный передел собственности.

Также в последнее время тучи сгущаются и над Российским союзом правообладателей (РСП), которым владеет Никита Михалков. Президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электроники, электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук попросил министра культуры Владимира Мединского разобраться, как РСП собирает с компаний – членов ассоциации вознаграждение за частное копирование музыкальных произведений (так называемый «налог на болванки»).

В РАТЭК входят крупнейшие мировые производители электроники – Apple, Dell, HP, Samsung, Sony и др., а также розничные сети. А Минкультуры регулирует работу обществ по коллективному управлению правами. РСП – общество по коллективному управлению правами, получившее в 2010 г. государственную аккредитацию на сбор отчислений в пользу авторов и исполнителей с производителей и импортеров техники, позволяющей копировать музыку и видео. Это компенсационный сбор за возможное копирование контента с помощью таких устройств: компьютеров, мобильных телефонов, чистых носителей (дисков) и даже видеокамер (полный перечень содержится в постановлении правительства). Впоследствии эти сборы распределяются между авторами и исполнителями произведений.

То, что происходит с этими сборами, вызывает у бизнеса озабоченность, пишет Онищук министру. РСП требует от производителей и импортеров отчисления не только за бытовую электронику, но и за профессиональное оборудование (сервера, рабочие станции и т. п.), хотя в постановлении правительства четко говорится, что такое оборудование авторским сбором не облагается. Эти действия РСП Онищук называет «одним из наиболее распространенных злоупотреблений со стороны аккредитованной организации».

Список оборудования для обложения авторским сбором определяется по таможенным кодам ОКП и ТН ВЭД, перечисленным в перечне постановления. Но кроме соответствия кодам оно должно быть способно воспроизводить музыку как домашнее, а не профессиональное. РСП же, по мнению РАТЭК, руководствуется только одним критерием – оборудование должно соответствовать таможенным кодам. Онищук возмущён тем, что союз

«произвольно обращается к импортерам с претензиями, а впоследствии также предъявляет судебные иски в отношении любого оборудования, формально соответствующего указанным в постановлении кодам, вне зависимости от особенностей и специфики данного оборудования».

.

Он приводит в пример судебные процессы, инициированные РСП против производителей техники, в частности Dell, Sony и HP. Зимой ООО «Делл» («дочка» голландской Dell Global Holdings) выиграло в суде у РСП: суд признал безосновательными требования союза выплатить 87,3 млн руб. за оборудование, среди которого были сервера, рабочие станции и т. п. (позже от части требований РСП отказался). Dell доказала, что это оборудование профессиональное и не должно облагаться авторским сбором. Однако апелляционная инстанция отменила это решение, сочтя, что и на этой технике можно воспроизводить музыку, а значит, с нее должен взиматься авторский сбор.

Почти все споры между импортерами и РСП заканчиваются решениями в пользу союза, говорится в письме: «суды, несмотря на очевидную безосновательность требований РСП, их техническую и фактологическую необоснованность, практически автоматически удовлетворяют любые требования аккредитованной организации». Производители и импортеры электроники приводят множество доводов, доказывающих необоснованность требований РСП, суды к ним не прислушиваются, сетует Онищук. У РАТЭК имеется и еще одна претензия к РСП: тот оказывает давление на индустрию, обращаясь в правоохранительные органы с заявлениями о возбуждении уголовных или административных дел. Правда, примеров Онищук не приводит.

Напомним, инициатива ликвидировать «налог на болванки», либо забрать право его взимания у Михалкова и РСП, передав силовым ведомствам, звучала уже не раз.

Ну, а пока суть да дело, правообладающие организации продолжают устраивать медиаскандалы, а также кошмарить рестораны и торгово-развлекательные центры исками за использование фонограмм. О том же, какие усилия предпринимаются ими по реформированию себя любимых, видимо, мы пока не узнаем.

.
don but rks

.

Читайте также:

Минэкономразвития против отмены коллективного управления авторскими правами
🔓
Михалков боится разрушения рынка сбора и распределения авторских отчислений в связи с арестом главы РАО
🔓
Правообладатели готовят иск против РАО
🔓
С видеокамер могут перестать взимать «налог на болванки»
🔓
Саркис Дарбинян («РосКомСвобода») о создании мегарегулятора авторских прав

.

roskomsvoboda telegram

 

Яндекс.Метрика
Переключиться на старую версию