10 августа 2016

ФСБ открывает сезон монетизации пакета Яровой на базе СОРМ

Свои предложения о методах восполнения уже официально озвученного экспертами острого дефицита оборудования, необходимого для внедрения закона о тотальной слежке, выдвинули российские силовики. ФСБ предлагает использовать для этого оборудование СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий), уже установленное на сетях операторов связи и предназначенное для прослушки. Если инициатива силовиков будет услышана, то для сотрудничающих с ФСБ фирм начнётся время невероятных возможностей сделать свой бизнес на сомнительном законе, который может быть особо долго-то и не проживёт, поскольку вряд ли будет работать.

Как выяснилось накануне подписания законопроекта президентом, среди тех, кто может заработать на новом законе, российских компаний почти нет, а значит оборудование или комплектующие придётся закупать за границей, из-за чего, собственно, Яровую в социальных сетях в шутку назвали «японским шпионом». Чуть позже в прессе появилось больше похожее на браваду заявление руководителя рабочей подгруппы при администрации президента «Интернет + суверенитет» Ильи Массуха, что часть инвестиций фондов «Сколково», «Роснано», Российской венчурной компании (РВК), Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и «Росинфокоминвеста» могут переориентировать на импортозамещающие проекты. Среди них — разработка ПО и оборудования для исполнения требований антитеррористического «пакета Яровой». Кто уже готов взяться за столь «жирный» госказаз, Илья Иссович пока не озвучил, впрочем как и вопрос о том, какая доля средств фондов может быть направлена на реализацию требований поправок «пакета Яровой». По словам главы рабочей подгруппы, решение по данному вопросу будет принято в сентябре.

И вот свой вклад в техническое воплощение в жизнь закона о тотальной слежке решила сделать Федеральная служба безопасности. Оборудование для СОРМ, о котором силовики ведут речь, обязан закупить любой провайдер и оператор связи, иначе он попросту не получит лицензии. После получения лицензии, оператор в трехмесячный срок согласует план СОРМ с региональным управлением ФСБ. Установку СОРМ оператор производит, конечно же, за свой счёт.

Для записи данных это оборудование использует так называемый кольцевой буфер СОРМ, рассказали собеседники «Ведомостей», близкие к двум операторам. Сейчас он по кругу записывает трафик конкретных пользователей – тех, в отношении которых идут оперативно-розыскные мероприятия, – и хранит записи по 12 часов. ФСБ предлагает расширить память буфера, чтобы она хранила трафик всех пользователей и не 12 часов, а шесть месяцев, говорят собеседники «Ведомостей». Знает об этом и чиновник, близкий к Минпромторгу.

Сейчас в кольцевом буфере хранится только трафик передачи данных, а ФСБ предлагает записывать и разговоры. Затраты на доработку системы, очевидно, снова лягут на операторов. Нынешний массив памяти СОРМ устроен так, что для доступа к конкретной записи необходимо пролистать все предыдущие, но в масштабах требований закона Яровой эта процедура крайне неудобна, говорит он. Значит, в кольцевой буфер придется встраивать дорогостоящую систему поиска и индексации информации, которую нужно создавать с нуля, резюмирует человек, близкий к другому оператору. Оценить затраты на это собеседники «Ведомостей» не берутся.

Руководители МТС, «Мегафона», «Вымпелкома» и Tele2 оценивали совокупные затраты российских операторов на закупку, внедрение и обслуживание систем хранения трафика в 2,2 трлн руб. Расширение буфера – один из способов исполнения закона, считает федеральный чиновник.

СОРМ – система распределенная: на стороне спецслужб находится лишь пункт управления, а саму систему съема и хранения данных (включая кольцевой буфер) размещает на сети сам оператор на свои деньги, объясняет основатель сайта agentura.ru Андрей Солдатов. Он уверен, что сейчас СОРМ обрабатывает весь поток данных абонента – и голос, и интернет-трафик.

Использование существующей СОРМ для реализации «закона Яровой» обсуждалось на временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, рассказала сенатор Людмила Бокова. На совещании поднималась проблема, что существующая система не предназначена для записи и последующего съема голоса, поэтому ее нужно расширять возможностью записи голоса, его идентификации и группировки. Нынешний кольцевой буфер для этого не может быть использован – потребуется новая технология, и желательно отечественная.

Производственный и научно-технический задел российских производителей позволяет строить различные системы, не спорит представитель Минпромторга. Но технические требования к оборудованию, которое нужно для исполнения закона, должны готовить операторы, отталкиваясь от архитектуры сетей и масштабов трафика, – проанализировав эти требования, Минпромторг и радиоэлектронная отрасль смогут предложить технические решения. Представитель Минкомсвязи не прокомментировал ситуацию.

Система СОРМ, а также её дальнейшие модификации уже давно и активно продвигаются на государственном уровне в российские системы связи, поэтому вполне предсказуемо стремление госведомств немного сэкономить на закупке того нереального количества несуществующего оборудования для воплощения в жизнь «пакета Яровой-Озерова», а также обеспечить на долгие годы работой вполне определённый круг людей.

Сейчас каждый оператор покупает оборудование для СОРМ у «правильной» компании, которую ему называют в региональном управлении ФСБ. Любой интернет-провайдер обязан закупить оборудование в трёхмесячный срок после получения лицензии, иначе ему не подпишут бумаги на сдачу узла связи в эксплуатацию. Проведённые расследования позволили определить несколько компаний, которые поставляют оборудование для СОРМ. Исходя из анализа рынка, уже сейчас эти фирмы получают доходы в миллиарды рублей, а после вступления в силу «пакета Яровой» их доходы вырастут многократно. По неофициальным данным, оборудование для СОРМ продают два крупных игрока (суммарная выручка 5-6 млрд руб в год):

  • ООО «Специальные технологии» (переименовано в ООО «Орион», сейчас запущен процесс ликвидации);
  • ООО «МФИ Софт»;

а также три компании поменьше (суммарная выручка около 1 млрд руб в год):

  • «Реанет»;
  • «Норси-Транс»;
  • «ТехАргос».

После покупки оборудования провайдер должен ещё заключить договор на обслуживание оборудования. Уже сейчас небольшому провайдеру приходится отдавать на оборудование для СОРМ примерно 20-30% годовой выручки, но это только начало. И если уж в «законе Яровой» речь идёт о триллионах рублей вложений, то сложно себе представить размеры потенциальной суммарной выручки вышеупомянутых фирм в случае положительного ответа властей относительно инициативы силовиков.

При этом операторам связи и провайдерам особо не позавидуешь. Мысли о нежизнеспособности закона о тотальной слежке высказывались уже не раз, и куда в случае  отмены скандальных поправок пойдёт закупленное ими оборудование, а также кто возместит потраченные впустую средства, остаётся вопросом без ответа:

Читайте также:

Оборудования для исполнения закона о тотальной слежке в России нет!
🔓
СОРМ / Телеграф. Публикация проекта документа и его общественное обсуждение
🔓
Операторов почтовой связи обяжут поставить СОРМ
🔓
Вынести СОРМ из избы — Общество Защиты Интернета всё ближе к созданию «народного провайдера»

_____

Контакты

По общим вопросам

[email protected]

По юридическим вопросам

[email protected]

Для СМИ

Телеграм: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.