6 марта 2017

4,5 года блокировок сайтов не помогли в борьбе с наркоманией

В России по итогам 2016 года количество наркозависимых среди несовершеннолетних возросло на 60%, несмотря на активные блокировки «наркоманских» (и не очень) сайтов.

Очередным доказательством того, что блокировки сайтов, продающих наркотики, не в силах повлиять на проблему наркомании, стало заявление секретаря Совбеза РФ Никлая Патрушева, озвучившего шокирующие цифры по росту наркомании среди несовершеннолетних. Если обратиться к Реестру запрещённых сайтов в разделе «ФСКН» и «МВД», то можно увидеть, какое невероятное количество сайтов, продающих или рекламирующих наркотики блокируется практически каждый день:

reestr.rublacklist.net/pages/1/all/1
reestr.rublacklist.net/pages/1/all/23

При этом, регулярно встречаются и такие перлы в погоне за статистикой по борьбе с наркоманией, как, например, блокировка сайта за публикацию научного труда со стороны НИИ Биомолекулярной химии Венгерской академии наук (Institute of Biomolecular Chemistry Chemical Research Centre of the Hungarian Academy of Sciences). 

В одном только реестре ФСКН, который ведется с 2012 года, более 40 тысяч заблокированных сайтов, доменов и IP. Кто-то каждый день сидит за компьютером, мониторит Сеть, вносит ссылки в базу данных, потом выгружает в Реестр запрещённых сайтов, но к реальной борьбе с наркоманией это не имеет никакого отношения. Блокировка противоправного контента, особенно по части наркосайтов, похожа скорее на попытку украсить красивыми фонариками и иллюминацией забор, за которым вот уже несколько лет находится помойка, которую много лет никто не пытался убрать. Щёлканье мышью без параллельно проводящейся оперативной работы по выявлению источников продажи наркотиков, владельцев сайтов и т.п. ничего не даст, кроме возведения таких вот красивеньких виртуальных заборчиков. По словам одного бывшего оперативника,

«Это всё [блокировки] — «зарабатывание палок». Наркоторговцы знают методы «борьбы» с ними, они уже заранее подготовлены, знают, что всё ограничится внесением сайтов в бан. Вот смотри, ты увидел на школе трафарет с надписью blablabla24.narc [название взято «с потолка»], это значит, что у торговца «дурью» уже есть и «blablabla25», и «26», и «стопицот-точка-нарк». Ты сообщаешь полиции о наличии такого сайта, те его блокируют, а он уже готов бегать с домена на домен, торговать дальше».

.

Вполне ожидаемо имитация бурной деятельности правоорхранительных органов не привела к нужному результату. В России по итогам 2016 года зафиксирован значительный рост числа наркозависимых среди несовершеннолетних. Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев, подводя итоги борьбы с распространением наркотиков в 2016 году, заявил, что общее число наркоманов в стране уже пятый год продолжает оставаться на одном и том же уровне — 640 тыс. человек.

Особое беспокойство Патрушева вызвал факт увеличения числа несовершеннолетних подростков среди потребителей наркотиков на 60% за прошлый год. И хоть председатель комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин и делает бравурное заявление, что «правоохранительных органов есть все рычаги, чтобы оперативно реагировать на рекламу продажи таких веществ вне зависимости от места её размещения и задерживать распространителей», реальная картина в оффлайне, как видим, не такая уж радужная.

Новости о блокировке прокуратурами, судами, МВД сайтов, продающих наркотики, также можно видеть в ленте каждый день, однако эта «ширмочная борьба» имеет крайне низкую эффективность. Более того, под блокировку порой попадают сайты, не имеющие к наркоторговле никакого отношения — например, Wikipedia, где имеются страницы с энциклопедическими сведениями о наркотиках и наркомании, попадала в поле зрения Роскомнадзора, который, в свою очередь, действовал по требованию правоохранительных органов. Подобная «борьба», основанная на формализме, порой доходит до абсурда — в прошлом году брянская прокуратура умудрилась найти пропаганду наркотиков в детской книжке популярной серии рассказов «Про Суслика и Хому».

Та же самая ситуация сложилась в вопросе соблюдения россиянами моральных ценностей, сохранения семьи — в ноябре 2016 года детский омбудсмен Анна Кузнецова признала, что с момента введения цензуры в Рунете объём детского порно вырос на 63%. И это в очередной раз доказывает, что борьбу надо вести не за красоту забора, а за расчистку мусора за ним. Но это же сложно. Легче и дальше сидеть у компьютера и вносить сайты в «страшный Реестр», не утруждая себя оперативной работой.

Очень жаль, что у властей до сих пор не хватило мужества признаться в том, что их политика «косметической» борьбы ожидаемо провалилась. Вместо этого продолжаются борьба с ветряными мельницами и попустительство деятельности мутных организаций, вмешивающихся в личную жизнь российских семей и промывающих мозг подрастающему поколению.

Читайте также:

«Википедия — олигархическая структура, пропагандирующая наркотики и самоубийства», — Роскомнадзор
?
Детский омбудсмен признала, что блокировки сайтов не уменьшают насилие над детьми… и призвала усилить цензуру
?
Роскомнадзор описал критерии всех видов запрещенной информации и предлагает их обсудить
?
Позитивные свойства конопли: Как прокуратура сказку «Как суслик одурманился» запрещала
?
«Проблема есть, а слова нет» : Блогерам запретят писать о наркотиках

.

Контакты

По общим вопросам

[email protected]

По юридическим вопросам

[email protected]

Для СМИ

Телеграм: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.