28 сентября 2016

Единый центр обработки тотальной слежки: озвученные идеи создания распределенной системы ЦОД

Почти одновременно заговорили о создании государственного единого центра обработки данных (ЦОД) компании Infowatch и Ростех. А об отмене «пакета Яровой» — пока никто.

Хотя, на самом деле, Ростех только напомнил о своём предложении, озвученном ещё в августе текущего года. В госкорпорации тогда посчитали, что появление единого оператора услуг хранения данных сможет снизить затраты участников рынка на инфраструктуру, что не будет способствовать повышению цен на услуги связи для абонента и сохранит на рынке малых операторов. Кроме того, единый центр обработки данных позволит разработать и внедрить отечественное оборудование. Также единому оператору будет проще поддерживать взаимодействие с ФСБ.

И вот на днях гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов в кулуарах конференции «Биотехмед-2016» снова предложил создать базу для хранения данных для исполнения требований антитеррористического «пакета Яровой» совместно с Ростелекомом и другими операторами:

«Предложение мы сделали, мы готовы создать базу для хранения данных, для обработки этих данных совместно со всеми операторами. Это не означает, что все 100% будут принадлежать государству. Мы готовы работать и с Мегафоном, и с МТС, и с Билайном» и с Ростелекомом».

.

По его словам, в этот проект смогут вложить деньги все заинтересованные компании. Доли операторов в новой компании пока не обсуждаются, подчеркнул Чемезов. «Эта компания будет предоставлять услуги всем операторам. Это наше предложение», — сказал он.

Ранее Национальный центр информатизации (НЦИ, входит в ГК Ростех) сообщал, что им была разработана технологическая платформа для создания защищенных систем хранения данных сверхбольших объемов. Минпромторг совместно с Минкомсвязи и ФСБ России также подготовили предложения по реализации «пакета Яровой». В качестве одного из вариантов было предложено создание распределенной системы центров обработки данных (ЦОД) с возможностью индексации поступающего трафика на базе НЦИ. Минпромторг отмечал эту модель как перспективную для проработки с операторами связи.

Подход главы группы копаний InfoWatch Натальи Касперской в вопросе реализации «пакета Яровой» несколько «либеральнее» — она считает, что для хранения трафика пользователей целесообразнее было бы создать единый ЦОД от лица государства, а не силами операторов. Этим её позиция от предложения главы Ростеха, который хочет «попилить» вложения между государством и операторами, и отличается. Ни о какой отмене даже мало-мальского пунктика изначально провального закона госпожа Касперская тоже ничего не говорила.

Есть в предложениях участников разного рода «рабочих групп при президентах», госкорпораций и ответственных за выполнение принятых этим летом законов ведомств некоторая несогласованность. С одной стороны, вроде как все осознали бесполезность хранения информационного мусора без предварительной его расшифровки, а также невозможностью обработать такой массив трафика, но всё равно упрямо пытаются всучить государству озвученные ещё летом инициативы, когда экспертов и операторов ещё никто не хотел слушать. Что ж за люди-то такие работают в «верхах» и около них? Летом они строили воздушные замки и обсчитывали сметы, потому что «ничего не знали», а теперь вроде как «знают уже много чего», но площади своих выдуманных замков как-то сокращать не собираются.

В интервью телеканалу «Россия 24» глава Infowatch сказала, подчеркнув, что это ее личное мнение, касающееся исключительно технической реализации задачи:

«Если бы передо мной была поставлена техническая задача, я бы все-таки, скорее, делала бы единое хранилище и соответствующий поиск делала по этому единому хранилищу. Это гораздо проще, чем если делать их много. Я вообще считаю, что это должна быть государственная задача».

.

По словам Касперской, создание нескольких хранилищ, во-первых, будет затратнее с финансовой точки зрения. Кроме того, это создает дополнительные технические сложности. «Сложно извлекать информацию из разных хранилищ и ее сопоставлять. И в-третьих, мы чисто физически будем хранить как минимум дважды-трижды-четырежды (сколько будет этих операторов) эту информацию и потом ее агрегировать. Это более сложная задача», — сказала Касперская. И тут снова ощущается какое-то техническое непонимание ситуации специалистом, который обязан понимать её лучше рядового пользователя. Почему не уточняется, какой конкретно объём информации будет там храниться? Как в этой куче информационного мусора ФСБ будет искать нужные ей слова, обороты,  — особенно это касается аудио- и видеомассива, где вряд ли машина сама станет сохранять файлы в формате «Пётр Рашидович Фурман_Оймякон_экстремизм_разжигает ненависть к социальной группе «собутыльники».wav»? Как будет осуществляться поиск экстремизма в зашифрованном трафике? И сколько, в конце концов, это будет всё-таки стоить?

Пока же в этой ситуации вместо здравого смысла видны только аппетиты. Хотя пора снова вернуться к начатому разговору о поправках, а ещё лучше — о полной отмене закона Яровой-Озерова.

Читайте также:

ФСБ обяжут тотально дешифровать весь трафик россиян при реализации «пакета Яровой»
🔓
Работать всю жизнь на «пакет Яровой»: деньги на реализацию тотальной слежки планируется брать из Пенсионного фонда
🔓
Государственный MITM-перехват: Наталья Касперская подтвердила желание властей дешифровать весь интернет-трафик россиян
🔓
Финансово бездонный «пакет Яровой» вынудил власти заговорить о поправках
🔓
Кормушка тотальной слежки через лояльность к «пакету Яровой»

_____


Присоединяйтесь к нам в Telegram!

Контакты

По общим вопросам

[email protected]

По юридическим вопросам

[email protected]

Для СМИ

Телеграм: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.