Министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров в последние несколько дней в разных высказываниях представил широкой публике своё видение по актуальным вопросам в сфере импортозамещения в IT-отрасли, государственном секторе и интернете в целом.
В первую очередь Никифоров потребовал избавиться от иностранных шрифтов и типов файлов в документообороте, который ведут российские министерства, ведомства и другие относящиеся к государству органы:
«За последнее десятилетие принято огромное количество документов, в которых прямо прописано, по сути, такое косвенное использование тех или иных иностранных продуктов. Все это нужно вычищать».
.
По его словам, импортозамещение в сфере программных технологий затруднено, поэтому в ведомственных нормативных актах нужно убрать требования, которые вынуждают чиновников пользоваться иностранным ПО — это касается, например, шрифтов и типов файлов:
«…была такая недальновидная политика, когда мы сами себе устанавливали стандарты использования зарубежных продуктов».
.
Кроме того, министр связи считает недопустимым использование российскими чиновниками иностранных мессенджеров. По его словам, несмотря на декларированные безопасные протоколы передачи данных и шифрование, передаваемые через мессенджеры данные расцениваются как публичные:
«Хотел бы всех коллег-служащих — государственных, муниципальных — предостеречь от использования существующих платформ обмена сообщениями, публичных, с целью исполнения служебных обязанностей.
Сегодня, какими бы программными продуктами наши коллеги-госслужащие ни пользовались бы, они могут использоваться лишь для открытой переписки. Какие бы там ни декларировались системы защиты, конфиденциальность чего бы то ни было — это может быть только открытая информация. Служебная информация, другие виды ограниченной информации распространяться там не могу.
Это будет, по меньшей мере, нарушением служебных инструкций, а теоретически может повлечь, если это разглашение, не дай Бог, государственной тайны — повод для возбуждения уголовного дела».
.
При этом Николай Никифоров заметил , что в бюджете не предусмотрены средства для создания государственного мессенджера, хотя идея его создания ему нравится:
«Почему бы и нет, если будет хороший продукт. Какое-то бюджетное финансирование пока не предполагается, пока ничего не запрашивали».
.
В ходе правительственного часа в Госдуме он также заявил о необходимости борьбы с «закрытым» интернетом:
«Что касается «закрытого», «серого» интернета, Tor и многих других [браузеров], то в целом ряде стран и в России ведутся работы для того, чтобы преступники, злоумышленники, которые используют эти системы для противоправных действий, для нарушения закона, для совершения преступлений, все равно так или иначе понесли наказание».
.
Никифоров добавил, что в будущем может быть предусмотрено законодательное регулирование использования браузеров:
«Что касается необходимости последовательного регулирования, например использования браузеров и многих других составляющих, то, думаю, поэтапно те или иные законодательные инициативы будут вноситься».
.
Напомним, наказывать за «за пропаганду обхода блокировок» Минкомсвязь предлагает не пользователей, а операторов связи.
Высказался Никифоров и относительно недавнего резонансного заявления директора компании InfoWatch Натальи Касперской о разработке программного обеспечения, с помощью которого компании будут контролировать все рабочие переговоры персонала. Прослушивание работодателем разговоров по мобильным телефонам сотрудников возможно при их добровольном согласии, заявил глава Минкомсвязи. По его словам, прослушивание корпоративных разговоров сотрудников — «серая» и недостаточно урегулированная зона права, однако это может быть прописано в трудовом договоре:
«Вопрос не про этичность, а про законность. Сегодня, с точки зрения закона о тайне связи и переписки, это должно быть решение суда. Что касается продукта InfoWatch, не очень ясна их конкретная рыночная ниша. Возможно, в рамках уже конкретных трудовых соглашений между сотрудником и работодателем будет введен дополнительный пункт о том, что работник добровольно соглашается на то, что его работодатель с помощью спецсредств будет контролировать его переписку, телефонные звонки, пьет он, ест, еще что-то делает».
.
Мнение Роскомсвободы по этому вопросу однозначно отрицательное. По словам руководителя организации Артёма Козлюка:
«Это логичное продолжение общей тенденции: как можно больше контролировать граждан, как со стороны государства, так и со стороны корпораций.
Все пытаются внедрять новые формы исследования пользовательского трафика. Сейчас в Госдуме рассматривается новый законопроект, который увеличивает срок хранения данных операторами до трех лет. Создается такая система слежения за пользователями, и на этом хорошем фоне предлагаются и различные бизнес-решения — возможно, чтобы заинтересовать государственные органы».
.
Касаемо же вышеупомянутой инициативы Яровой-Озерова в соцсетях не раз проскальзывало мнение — с момента вступления закона в силу пересылать от пользователя к пользователю файлы как можно бόльшего объёма, а разговоры вести как можно более длинные и бессодержательные.
Читайте также:
Министр связи предложил изучить технологию Blockchain, которая может помочь народному хозяйству
🔓
Министр связи: Telegram не нарушает законы России
🔓
Минкомсвязь за пропаганду обхода блокировок предлагает штрафовать операторов
🔓
Минкомсвязь представила на общественное обсуждение разработку законопроекта о регулировании «зеркал» и поисковой выдачи
_____
Главное за неделю в области права.
23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.