Недавно СМИ узнали о возбуждении административного дела против якутского журналиста, поскольку в его статье полиция нашла фрагмент, «воздействующий на подсознание людей», но глава думского инфокомитета Леонид Левин уточнил, что речь идёт именно о фейк-ньюз.
На днях в городской суд Якутска было направлено дело по обвинению журналиста еженедельника «Якутск вечерний» Михаила Романова в злоупотреблении свободой информации (п.1 ст.13.15 КоАП РФ). Административное производство открыто участковым уполномоченным майором Рушаном Алимовым, который в одной из статей журналиста нашел фрагмент, «воздействующий на подсознание людей». Материал Михаила Романова рассказывал о научном сотруднике Северо-Восточного федерального университета (СВФУ), которого, по его словам, похитили, избивали и пытали сотрудники ФСБ.
По словам главреда «Якутска вечернего», полицейский собирался взять объяснения у Романова, который проходит свидетелем по делу Аммосова, но не смог мотивировать свое требование. После этого он составил протокол по статье о «злоупотреблении свободой информации».
По мнению сотрудника правоохранительных органов, фраза из статьи Романова «Это история про то, что каждый может попасть в жернова государственной машины. И про то, что Большой Брат бдит, читает все комментарии на форумах…» содержит «скрытые вставки, воздействует на подсознание людей и оказывает на них вредное влияние».
Ситуацию взял под контроль Союз журналистов России. Руководитель юридического отдела организации Наталья Голоносова заявила, что они впервые столкнулись с обвинением журналиста в злоупотреблении свободой информации. Обычно в России возбуждают дела по пункту 6 той же статьи ― за материалы, призывающие к экстремистской деятельности, отметила она.
Между тем, в Госдуме осудили возбуждение «административки» против журналиста. Глава комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин («Справедливая Россия») уточнил, что по полученной им от Союза журналистов России информации, дело в отношении Михаила Романова возбудили не по статье за «воздействие на подсознание», как об этом накануне сообщили СМИ, а по статье за распространение фейковых новостей:
«В этом прецеденте мы видим очередной пример вольного толкования положений антифейкового закона, поскольку публикация Михаила Романова не могла нести угрозу жизни или здоровью граждан либо провоцировать общественные беспорядки».
.
Аналогичным образом правоохранительным органами вариативно понимается норма, препятствующая публикациям, непристойно оскорбляющим институты государственной власти, возмущен он.
«Свобода слова и свобода распространения информации — базовые конституционные права каждого гражданина. Дело против якутского журналиста — это пример того, как неугодный голос пытаются заглушить административными рычагами», — указал он.
Глава комитета Госдумы рассчитывает, что судебные инстанции будут точно следовать духу и букве закона.
Главное за неделю в области права.
23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.