Видимо, отключив на время слушаний чувство юмора, Богородский городской суд признал Александр Пичугина виновным в том, что он «из ложно понимаемых им общественных интересов» опубликовал якобы фейковое сообщение на тему коронавируса под видом достоверной новости.
Нашумевшее дело против нижегородского журналиста, автора Telegram-канала «Сорокин хвост» Александра Пичугина закончилось крупным штрафом — 300 000 рублей. Объединённая пресс-служба судов общей юрисдикции Нижегородской области сообщила РАПСИ:
«Суд признал Пичугина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 207.1 УК РФ (публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан) и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 300 тысяч рублей с рассрочкой выплаты на 10 месяцев, с выплатой ежемесячно 30 тысяч рублей».
.
Пресс-служба Богородского суда на своём официальном сайте напомнила, что в середине апреля 2020 года у Пичугина «из ложно понимаемых им общественных интересов возник умысел на публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, а именно об обстоятельствах эпидемии и распространении на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
«В этот же день, днем, осужденный, находясь у себя дома, действуя умышленно, являясь администратором открытого новостного телеграмм -канала имеющего 1306 подписчиков, в мессенджере «Telegram», подготовил, разместил и тем самым, публично распространил заведомо ложную информацию об обстоятельствах эпидемии и распространении новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, то есть об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, способных повлечь нарушение условий жизнедеятельности населения (спровоцировать панику, нарушения правопорядка). В результате умышленных противоправных действий П. указанная заведомо ложная информация стала доступной неограниченному кругу лиц из числа пользователей сети интернет и просмотрена не менее 717 лицами телеграмм-канала», — также утверждается в правовом «шедевре» Богородского суда.
Напомним, поводом для уголовного дела послужила шуточная публикация на «Сорокином хвосте», где утверждалось о готовящейся акции по инфицированию населения на Вербное воскресенье некоей организацией. Там также описывалось массовое паломничество верующих в Серафимо-Дивеевский монастырь в разгар пандемии коронавируса, «предположив», что акция, организаторы которой известны ФСБ, повторится на Пасху. Несмотря на явно ироничный окрас сообщения, это не помешало ФСБ возбудить против журналиста уголовное дело, Следственному комитету — провести у него дома обыск, а суду — вынести шокирующий своим формалистским подходом приговор.
В разговоре с «РосКомСвободой» Пичугин заявил, что намерен обжаловать этот штраф. На своей странице в Facebook он также выложил запись судебного заседания.
«Еще один «уголовник». Это, конечно же, часть давления на независимые СМИ в регионе, — пишет нижегородский предприниматель, журналист, общественник и пастафарианин Михаил Иосилевич. — И что бы кто ни говорил, сама возможность такого давления — это очередное грязное пятно на Глебе Никитине, на полпреде Комарове, на прокуратуре (сославшей Борозенца, но оставившей Жирова) и пр., пр., пр… Про репутацию «мужчин в черных платьях» с молоточками я вообще молчу. Там независимости давно нет… К сожалению, СМИ в НН подвергаются давлению. koza.press после смерти Ирины Славиной переживает тяжелый период и неизвестно — выживет или нет. «Репортёр НН», надеюсь, выживет».
UPD. Фонд «Справедливость для журналистов» осуждает решение нижегородского суда по уголовному дела журналиста Александра Пичугина и призывает немедленно снять с журналиста все обвинения. Об этом организация сообщила на своём официальном сайте:
«Мы рассматриваем данное решение как давление на свободу прессы в регионах России. <…> Ежедневно Фонд «Справедливость для журналистов» проводит мониторинг атак на журналистов, блогеров и работников СМИ в 12 странах постсоветского пространства. Фондом было выявлено, что в период пандемии атаки на работников СМИ в России значительно усилились, а пандемия стала широко используемым предлогом властей для давления на свободу слова. Россия является рекордсменом по количеству атак на журналистов, связанных с COVID-19: за последние шесть месяцев Фондом было зафиксировано 102 случая. Самым распространенным методом преследования стало возбуждение административных и уголовных дел».
Фонд напоминает, что начале пандемии в России были внесены изменения в ст. 207 УК, и это повлекло ужесточение уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, в том числе карантина, а также за распространение «фейковой» информации о короновирусе. Данная статья использовалась для возбуждения как минимум 15 уголовных дел против работников СМИ.
На приговор Пичугину отреагировали и другие его коллеги.
«Очередная дикая история о преследовании журналиста в Нижегородской области — той самой, напомню, где сожгла себя Ирина Славина, — пишет в своём Telegram-канале руководитель публицистического интернет-журнала It’s My City Дмитрий Колезев. — То есть журналист с помощью метафоры пошутил про то, что верующие разносят коронавирус, и за это получил судимость по закону о фейк-ньюс. Причем обвинение просило два с половиной года ограничения (не лишения) свободы за этот пост. Приговор состоялся почти ровно спустя сорок дней после гибели Ирины Славиной, которая подожгла себя как раз из-за преследования силовиками. Ее пример, видимо, ничему не научил людей в погонах и в мантиях. Сами они наверняка считают, что журналист легко отделался — «всего лишь» штрафом. Не посадили ведь? Чего переживать».
«Памятка журналисту и блогеру в 2020 году: аккуратнее с такими художественными приемами как метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, перифраз, аллегория, ирония и аллюзия. Текст должен быть простой и ясный, без ненужной зауми. Таким, чтобы даже самый недалекий опер все понял. Реально же — деградация», — подытоживает Колезев.
Главное за неделю в области права.
23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.