1
Что произошло?
18 декабря Росфинмониторинг внёс в свой реестр террористов и экстремистов писателя Бориса Акунина.
2
Как попадают в этот реестр?
В перечень вносят организации и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской или террористической деятельности, поясняет медиаюрист Светлана Кузеванова. Основанием включения в реестр являются решение суда, признание подозреваемым или обвиняемым по экстремистским статьям и т.п. (полный перечень — в п. 2.1 ст. 6 № 115-ФЗ).
3
Какие это влечёт последствия?
Последствия для включённых в список Росфинмониторинга большей частью финансовые. В первую очередь это заморозка счетов в банках России, а также запрет на проведение денежных операций, за исключением получения и расходования зарплаты с лимитом в 10 тыс. в месяц и оплаты налогов и штрафов.
Ограничительные меры Росфинмониторинга распространяются в том числе и на членов семей, не имеющих самостоятельного дохода, даже если они живут отдельно.
Помимо этого человек не может учреждать в стране общественные объединения и некоммерческие организации.
4
А вроде бы ещё были снятие книг с продажи и отмена спектаклей?
Действительно, 19 декабря российские интернет-магазины стали снимать с продажи книги Акунина, литературный журнал «Новый мир» удалил с сайта пьесы Бориса Акунина и убрал его из списка авторов, Московский Губернский театр отменил спектакль «Приключения Фандорина», а в издательство «Захаров», которое издает книги Бориса Акунина, пришли с обыском.
5
Всё это потому, что нельзя распространять произведения людей, объявленных экстремистами?
Вообще внесение человека в реестр ещё не означает запрета на распространение его книг или фильмов, снятых по этим книгам. Для этого необходимо, чтобы эксперты установили, что в самом конкретном художественном произведении, о котором идёт речь, есть информация террористической или экстремистской направленности.
«Согласно закону о противодействии экстремистской деятельности, запрещается распространение только тех материалов, которые включены в реестр “экстремистских”. Никакие книги, написанные Борисом Акуниным, а также фильмы и сериалы, которые сняты по его романам или сценариям в этот реестр не внесены», — прокомментировал ситуацию адвокат «Первого отдела» Евгений Смирнов.
6
И лично я могу покупать и хранить книги Акунина?
Да.
Российская библиотечная ассоциация тоже напоминает правила по изъятию литературы из фондов:
«В случаях, если автор произведений внесён в список террористов и экстремистов, вопрос о режиме использования его произведений решается только после проведения уполномоченными органами официальной экспертизы о наличии в конкретном произведении элементов экстремизма или пропаганды терроризма и включения произведения в вышеупомянутый список экстремистских материалов».
7
Может ли продажа/покупка книг расцениваться как финансирование экстремизма, если автор получает денежные отчисления?
Хотя одни юристы и заявляют об такой возможности, другие находят подобную трактовку закона весьма вольной. Закон подразумевает, что для противодействия экстремизму/терроризму должны блокироваться счета. Но сами продажа/покупка не запрещены.
8
Может быть, есть особые ограничения для политиков, НКО, которые хранят книги Акунина?
И снова: юридически — нет, пока само произведение не объявлено экстремистским. Произвольные же действия властей прогнозировать мы не можем.
«Всегда надо помнить, что порой правоприменение в России носит непредсказуемый характер, привнося в каждую ситуацию элемент неожиданности. Поэтому на каждое даже однозначное законодательное регулирование надо закладывать несколько иное понимание, которое может возникнуть у следователя, прокурора и судьи», — предупреждает адвокат Роман Кабанов.
9
Но СМИ, наверно, надо делать какие-то пометки?
Нет, даже СМИ ничего не обязаны. К слову, цитировать произведения, в том числе блогерам и пользователям в соцсетях, тоже не запрещено.
10
Почему тогда СМИ помечают «экстремистские» организации?
СМИ должны маркировать организации из других перечней — списка экстремистских организаций, который ведёт Минюст, и списка террористических организаций, который ведёт ФСБ. Физических лиц туда в любом случае не вносят.