НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «РОСКОМСВОБОДА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «РОСКОМСВОБОДА». 18+
Мы считаем закон об иноагентах дискриминационным и неправовым, противоречащим Конституции и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в судах
5 November 2021

Дайджест преследований СМИ: октябрь’2021

В этом месяце: новые «иноагенты», 15 лет со дня убийства Анны Политковской, а также (но это хорошая новость) Нобелевская премия мира главреду «Новой газеты» Дмитрию Муратову.

СМИ-«иноагенты»

1 октября ФСБ утвердила перечень данных , не относящихся к гостайне, за сбор которых человека могут признать физлицом-«иноагентом» . По мнению директора и ведущего юриста Центра защиты прав СМИ Галины Араповой, некоторые пункты сформулированы настолько широко, что подпадают под работу журналистов, которые пишут про вооруженные конфликты и военную отрасль. А ещё в зоне риска оказались сотрудники некоммерческих организаций, которые занимаются проблемой дедовщины в армии.

9 октября саму Галину Арапову тоже объявили «иноагентом».

«Статус «международного эксперта» за последние годы странным образом трансформировался. Раньше это было признаком опыта, профессионализма и репутации — это ценилось. А сейчас это подтверждение того, что ты подозрителен: «Международное сотрудничество? Крамола!» — прокомментировала она «Медузе».

8 октября главреда новостного портала Yocity12 Сергея Мамеева оштрафовали из-за фото «Медузы» без указания «иноагентства».

14 октября у псковского журналиста Дениса Камалягиня не получилось оспорить внесение его в реестр СМИ-«иностранных агентов». Суд определил, что решение Минюста законно.

15 октября внёс в список СМИ-«иноагентов» Republic и «Росбалт» .

«У нас нет иностранных спонсоров, мы не получаем гранты. У нас даже рекламы нет. Только подписка. Может быть, Минюст считает, что те иностранцы, кто платит за подписку Republic, осуществляют «иностранное финансирование». Но это все равно что обвинить в иностранном финансировании газету, экземпляр которой в киоске купил иностранец», — отреагировали в Republic.

После этого, 19 октября, справедливоросс Сергей Миронов, председатель партии «Новые люди» Алексей Нечаев и пресс-секретать президента Дмитрий Песков высказались о законе об «иноагентах». Первые двое предложили его отредактировать , третий намекнул , что Минюст должен объяснять свои решения.

«И это всё из-за МА «Росбалт», угодившего в реестр. Власть заметила, что раскрученная ею дубина бьет по головам не прицельно — как хотелось, а кого попало. И задумалась», — написал телеграм-канал «Цифровое Средневековье» .

18 октября стало известно , что на главного редактора readovka67.ru Ульяну Кульчицкую возбудили два административных дела о нарушении закона об «иноагентах» за распространение в СМИ информации или материалов об НКО-«иноагенте» без надлежащей маркировки.

21 октября СМИ заметили , что Роскомнадзор исключил «Дождь» из реестра СМИ с иностранным финансированием, а из списка «иноагентов» нет.

В тот же день Минцифры предложило расширить перечень СМИ, которые могут не отчитываться о получении финансов из иностранных источников. Речь идёт о госСМИ . В Госдуме считают, что поправки Минцифры не противоречат задаче пресечь «влияние на медиасреду со стороны внешних игроков».

Не про СМИ, но интересно. 22 октября стало известно , что «Голос » признали «иноагентом» всего из-за 200 руб. от гражданки Армении . При этом представители Минюста отказались предоставить данные Росфинмониторинга, сославшись на то, что документы предназначены только для служебного пользования. Поэтому движение деталей обвинения так и не узнало.

«В суде нас обескуражило доказательство, которое представил Минюст — всего одно предложение в изготовленной Минюстом справке для суда, без каких-либо подтверждающих документов. На наши уточняющие вопросы и попытки понять логику написанного в справке — ничего вразумительного не последовало. Нет ни конкретных дат, ни конкретной суммы. Только «апрель» и «около 200 руб.», — написал сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц .



Иски, требования, опровержения

4 октября ЦИК грозил пожаловаться на ряд журналистов в суд за якобы фейки о фальсификациях на выборах. Об этом заявила председатель ЦИК Эмма Памфилова . По её словам, первый кандидат на иск — автор одного из телеграм-каналов. Он сообщил о фальсификациях на выборах с помощью дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в пользу «Единой России». При этом автор публикации ошибся в данных о количестве участников онлайн-голосования.

«Все сейчас отмониторим, отследим. Я думаю, что таких исков будет немало. Раньше мы этого не делали. И зря», — подчеркнула Памфилова.

4 октября апелляционный суд оставил решение по делу Russia Today и Антона Красовского против Леонида Гозмана и «Новой Газеты» без изменений.

Напомним, Леонид Гозман приходил в эфир программы «Антонимы» Гозмана, где удивился осведомленности ведущего о его телефонном разговоре перед эфиром с журналистом Игорем Яковенко. По этому факту Гозман обратился с заявлением в Следственный комитет. После этого журналист получил судебную повестку и требования опровергнуть МНЕНИЕ о канале Russia Today и журналисте Красовском, а также  компенсировать последнему душевные страдания на 300 тысяч рублей.  Арбитражный суд Москвы встал на сторону Красовского.

5 октября депутаты Дмитриевского сельсовета Золотухинского района пытались выгнать со своего заседания журналистов Kursktv.ru (правда, выгнать не смогли и ушли сами).

Причина конфликта — подготовка к строительству в районе крупного свинокомплекса компании «Мираторг», против которого выступают местные жители. Журналисты Kursktv.ru эту ситуацию освещают.

14 октября Минюст сделал запрос о лишении Ивана Павлова , защищавшего ФБК и Ивана Сафронова, адвокатского статуса. Ведомство считает, что Павлов неоднократно нарушал закон «Об адвокатской деятельности», Кодекс профессиональной этики адвоката, тем самым «подорвав доверие» к себе и адвокатуре, а также пытался оказать давление на следствие и суд «путём односторонней подачи» информации о деле Ивана Сафронова в СМИ.

Сам Павлов написал, что его преследуют «исключительно за профессиональную деятельность». Напомним, В апреле 2021 года против него завели уголовное дело о разглашении данных следствия по делу Сафронова. Адвокату назначили меру пресечения в виде запрета определенных действий. В начале сентября Павлов уехал из России в Грузию, опасаясь уголовного преследования.

«Мне дорог адвокатский статус, и я за него буду бороться, но если судьба распорядится иначе, ну что ж, буду искать себя и думать, что делать дальше. Не стреляться же», — заявил Павлов позднее.

К слову, арестованному журналисту Ивану Сафронову следователь ФСБ тем временем запретил любую переписку вне зависимости от содержания писем. Напомним, Мосгорсуд по ходатайству следствия решил продлить срок ареста журналиста Ивана Сафронова до 7 января 2022 года. К этому моменту он будет содержаться в СИЗО Лефортово полтора года. До недавнего времени защита Ивана не знала подробностей обвинения. 2 ноября появилась информация об эпизоде в деле о продаже за 248 долл. неких данных по Сирии политологу, арестованному по подозрению в госизмене.

15 октября Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления затеял тяжбу с изданием 161.ru , распространившим информацию о домогательствах в учреждении. Ранее 15 студенток 15-16 лет написали коллективную жалобу на преподавателя физкультуры, обвинив его в приставаниях. Согласно сообщению портала, жалобы на физрука поступали ещё год назад, но тогда техникум замял дело. Сам директор колледжа это отрицает.

15 октября суд полностью удовлетворил иск «Роснефти» к Forbes . Суть претензий нефтяной компании к журналу не разглашалась. Вероятно, иск касался апрельской статьи Яковенко, в которой говорилось о связях финансиста Сергея Сударикова с «Роснефтью». Издание утверждало, что это помогло Сударикову попасть в список миллиардеров Forbes.

20 октября Мосгорсуд оставил в силе меру пресечения редакторкам и редакторам DOXA . Они останутся под де-факто домашним арестом до 22 ноября. Ранее, 14 октября 11 редакторов DOXA вызвали на допрос в СК за один день. Следователь заявил, что хочет вызвать ещё 10.

Всего СК провел или собирается провести в ближайшее время 36 допросов с редакторами DOXA.

21 октября Роскомнадзор потребовал от «Эха Москвы» удалить один из выпусков авторской программы публициста Александра Невзорова . Его «Наповал» возбуждает социальную рознь по отношению к христианским священнослужителям, посчитало ведомство.

26 октября суд потребовал от «Агентства Бизнес Новостей» опровергнуть сведения об «авторитетном бизнесмене» Илье Трабере. В пользу предпринимателя взыскали 300 тыс. руб.

«Отметим тенденцию — на наш взгляд к изданиям все чаще стали предъявлять судебные иски именно за цитирование материалов других СМИ (до этого случая с подобным мы уже сталкивались, но стороны пришли к взаимопониманию). Во избежание домыслов уточняем: к первоисточникам данных — коллегам и представителям иностранной прокуратуры за подтверждением мы обращались, но поддержки не нашли», — прокомментировали в «Агентстве Бизнес Новостей».

29 октября РБК удалил две статьи 2014 года о земле в Новой Москве, принадлежащей семье бывшего губернатора Тульской области Владимира Груздева, после его иска о защите чести и достоинства

«Новая газета»

7 октября,  в 15-ю годовщину смерти журналистки Анны Политковской , срок давности по для поиска её убийц истёк.

Власти США и ЕС призвали найти и наказать причастных к убийству журналистки Анны Политковской.

«Продолжающаяся безнаказанность заказчиков убийства Политковской подрывает свободу слова, свободу прессы и права человека в России в целом. Отмечая наследие Политковской, мы признаем мужество и настойчивость независимых российских журналистов — многие из которых несправедливо названы „иностранными агентами” — работающих сегодня перед лицом репрессий», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте американского Госдепартамента.

8 октября главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов и филиппинская журналистка Мария Реса стали лауреатами Нобелевской премии мира «за усилия по защите свободы выражения мнений, что является непременным условием демократии и устойчивого мира». Поздравляем ещё раз!


Вместо заключения

29 октября США, Германия, Франция, Британия и еще 14 стран потребовали от России прекратить преследование независимых СМИ.

«Мы требуем соблюдения Российской Федерацией своих международных обязательств в области прав человека, а также просим уважать и обеспечивать свободу прессы», — говорится в заявлении на сайте Госдепа.

В качестве примера приводятся задержания журналистов на акциях в поддержку Навального, преследование авторов студенческого журнала DOXA, признание «нежелательным» издания «Проект» и массовое включение СМИ в список «иноагентов».

Контакты

По общим вопросам

[email protected]

По юридическим вопросам

[email protected]

Для СМИ (Telegram)

+7 903 003-89-52

18+

23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.