23 ноября 2015

Исследование: свобода слова, СМИ и интернета — важные демократические ценности для граждан

 Исследовательский центр Pew Research Center опубликовал отчет с результатами опроса граждан 38 государств о состоянии гражданских ценностей в их странах, в т.ч. в интернет-среде.

В итогах данного исследования отмечается, что хотя многие наблюдатели зафиксировали глобальное нивелирование демократических прав граждан в последние годы во всем мире, тем не менее, сами люди одобряют фундаментальные демократические ценности, в том числе свободу слова и выражения. Большинство опрошенных из почти всех 38 стран говорят, что важно жить в стране, обеспечивающей как минимум свободу слова, свободу СМИ и свободу интернет-пространства.

50% опрошенных считают эти свободы крайне важными. 

Представления о свободе слова сильно варьируются в зависимости от региона и страны. Соединенные Штаты выделяются на общем фоне своим особым неприятием государственной цензуры. Это же можно сказать о некоторых странах Латинской Америки и Европы – в особенности Аргентине, Германии, Испании и Чили. Большая часть населения стран Азии, Африки и Ближнего Востока также негативно, хотя и в гораздо меньшей степени, относятся к цензуре. Жители Индонезии, Палестины, Буркина-Фасо и Вьетнама с наименьшей вероятностью сказали бы, что свобода слова очень важна.

В то время как свобода выражения популярна во всем мире, другие демократические права ценятся еще больше. В западных и не западных странах, в северном и южном полушарии, большинство людей хочет свободы вероисповедания, равенства полов и честных соревновательных выборов. Впрочем, и тут приверженность отдельным ценностям варьируется. Американцы больше других поддерживает эти ценности. Европейцы особенно склонны хотеть равенства полов и соревновательных выборов, но меньше других отдают приоритет религиозным свободам. Право свободно отпускать религиозные обряды наиболее популярно в Тропической Африке. Представители всех религий, которые говорят, что религия играет важную роль в их жизни, более склонны ценить религиозные свободы.

Несмотря на популярность демократических ценностей в целом, люди в разных частях света по-разному видят индивидуальные права и параметры свободы выражения. Граждане поддерживают принцип свободы слова, но также хотят видеть ограничения некоторых видов выражения. В то время как в среднем 80% опрошенных считают, что людям должно быть позволено свободно критиковать государственную политику, только 35% полагают, что дозволительно публично оскорблять меньшинства и религиозные группы. Еще меньше поддерживают сексуально откровенные высказывания или призывы к насильственным протестам.

Когда правительства могут применять цензуру?

В целом, люди настроены против правительственной цензуры медиа, кроме случаев, касающихся государственной безопасности. В среднем 78% из всех опрошенных говорят о том, что медиа-организации должны иметь возможность публиковать информацию о массовых политических протестах в стране. Большинство (общемировая медиана 59%) также считает, что СМИ могут публиковать информацию, которая может потенциально дестабилизировать национальную экономику.

Глобально, в среднем лишь 40% считают, что СМИ имеют право публиковать информацию, касающуюся государственной безопасности, в то время, как 52% и вовсе считают допустимым для правительства пресекать подобные публикации. Но мнения на этот счет сильно разнятся. Латиноамериканцы и европейцы скорее склонны считать, что СМИ могут публиковать важную информацию о государственной безопасности, в то время как жители Ближнего Востока, Азии и Африки в большинстве своем выступают против. В этом вопросе, американцы поддерживают правительственные ограничения свободы слова – 59% из них говорят, что у правительства должно быть право пресекать подобные публикации.

Интернет-свобода в приоритете

Во многих странах интернет создал важное новое публичное пространство, где процветают политические и общественные дебаты. Хотя интернет-свободы идут последними в списке шести демократических прав, включенных в опрос, для большинства жителей в 32 из 38 стран исследования важно жить в стране, где люди могут пользоваться интернетом без государственной цензуры. Среди 38 стран, в среднем 50% считают оченьважным жить в стране с неподцензурным интернетом. Самые высокие показатели поддержки интернет-свободы можно наблюдать в Аргентине, США, Германии и Испании – примерно семь из десяти опрошенных в этих странах считают ее очень важной. Самые низкие показатели наблюдаются в Буркина-Фасо и Индонезии (очень важно только для 21% в обоих случаях).

Интернет-свобода особенно важна для молодежи, а также для регулярных пользователей интернета и обладателей смартфонов. Разница в отношении к свободе/цензуре между активными пользователями и непользователями одинаково прослеживается в развитых и развивающихся странах. Самая большая разница наблюдается в Германии, где 74% интернет-пользователей считают очень важным отсутствие государственной цензуры в интернете – по сравнению с лишь 44% непользователей, которые придерживаются подобного мнения. Разницу в 20% и более между этими позициями также можно найти в Сенегале, Японии, Испании, Франции, Австралии, Израиле, США, Италии, Бразилии, Уганде и Буркина Фасо.

Прослеживается четкая корреляция между процентом пользователей интернета и теми, кто считает свободный интернет очень важной ценностью. Это позволяет предположить, что по мере распространения Сети по планете в ближайшие годы, запрос на свободу в киберпространстве также будет расти.

.

Поддержка демократических ценностей связана с образованием и доходом

Во многих странах люди с более высоким образовательным уровнем высказывают более явную поддержку демократическим принципам, включая свободу выражения. Например, в 16 странах более образованные люди скорее склонны полагать, что очень важно иметь новостные репортажи без государственной цензуры. В 12 странах более образованные респонденты больше поддерживают свободу слова, а в 23 – свободу интернета.

Во многих странах люди с более высокими доходами также склонны более трепетно относиться к демократическим правам. Снова рассматривая свободу СМИ, в 13 странах более состоятельные люди считают очень важным отсутствием государственной цензуры в новостных репортажах. В 12 странах более обеспеченные люди скорее склонны поддержать свободу слова, и в 21 – свободу интернета.

.

.

Отношение россиян к интернету

Любопытно сравнить данные PewResearch Center об отношении граждан к интернет-свободе/цензуре с результатами совместного исследования Центра исследования глобальных коммуникаций и ВЦИОМ «Чего желает общество: стремление россиян к контролю интернета», опубликованного летом при непосредственном участии Digital.Report:

  • 42% россиян считают, что иностранные государства используют интернет против России и ее интересов;
  • 49% выступают за цензуру в интернете: в частности, 45% поддерживают цензуру иностранных СМИ, а 38% — любых зарубежных сайтов;
  • 42% и 41% соответственно называют правительство России и спецслужбы как структуры, которым бы они доверили регулирование интернета;
  • 51% считают желание сохранить политическую стабильность основной движущей силой правительства при создании «черного списка» сайтов (против 13%, которые считают это попыткой ограничить демократические свободы).
  • 81% отрицательно относятся к призывам протестовать против правительства;
  • 59% интернет-пользователей не верят в то, что регулирование интернета влияет на их личную свободу.

В сопроводительном анализе докторант Лондонской Школы Экономики Григорий Асмолов пишет: «Данные из России показывают, что независимый голос у сообщества интернет-пользователей фактически отсутствует; отсюда следует, что вряд ли стоить ожидать со стороны интернет-сообщества серьезного сопротивления ограничениям в российском интернете. Таким образом, государственная интернет-политика в России не сбалансирована присутствием независимого и порой оппонирующего голоса общественности. Скорее наоборот: эта политика поддерживается и вдохновляется общественностью». Подобные настроения населения Асмолов объясняет тем, что традиционные СМИ, в сотрудничестве с властями, «озвучивают нарратив “интернет как угроза” и легитимируют тем самым ограничения в его использовании; это поддерживает низкий уровень доверия к интернету и тем самым сохраняет монополию традиционных СМИ в области формирования общественного мнения».

Эту же тему в своем недавнем выступлении вновь поднял автор докладов и Профессор Университета штата Огайо Эрик Нисбет, резюмировав:

  • Частота пользования интернетом снижает представление о нем как угрозе, а также косвенно влияет на уровень поддержки онлайн-цензуры.
  • Федеральное телевидение – доминирующий источник информации в России – намеренно усиливает представление об интернете как угрозе и обосновывает поддержку цензуры.
  • Среди противников режима, чтение онлайн-новостей снижает представление о социальной и политической опасности интернета.
  • Поддержка режима прямо коррелируется с восприятием интернета как угрозы и поддержкой цензуры.
  • Россия – региональный идеологический лидер в области управления интернетом, а потому аналитическое внимание должно быть приковано к инициативам Кремля.
  • Ситуация с онлайн-свободами в России, а именно общественным запросом на них, может улучшиться только через контраргументацию правительственной риторике о необходимости и пользе контроля интернет-пространства.

.
Полный текст исследования:

.

По материалам:
Pew Research Center — Global Support for Principle of Free Expression, but Opposition to Some Forms of Speech (link)
Digital Report — Большинство людей хотят интернет без государственной цензуры (link)

Читайте также:
Отчет «Свобода в Сети — 2015» от организации Freedom House
Карта ограничений свободы интернета от «Ассоциации пользователей интернета»
Рейтинг свободы прессы от организации «Репортеры без границ»

Контакты

По общим вопросам

[email protected]

По юридическим вопросам

[email protected]

Для СМИ

Телеграм: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.