8 мая 2018

Цифровые правозащитники обратились в Конгресс США из-за «войны» России с Telegram

После того, как Google и Amazon запретили использовать свои сервисы для обхода блокировок, сторонники свободной Сети через американских политиков попросили IT-компании не помогать российским властям в усилении цензуры.

Прошло уже несколько недель с того момента, как российский суд выдал Роскомнадзору санкцию на блокировку использующего оконечное шифрование мессенджера Telegram, и Россия вступила в стадию обрушения собственного интернета, вызванного желанием властей заблокировать несговорчивый веб-сервис. Поскольку действия Роскомнадзора вызвали сбои в работе Google и Amazon, обе компании внесли в работу своих сервисов изменения, которые играют только на руку российской цензуре. В связи с этим, защитники конфиденциальности в интернете обратились в Конгресс США с просьбой вмешаться и убедить американские технологические компании помочь российским пользователям в обходе блокировок.

Создатель популярного среди миллионов россиян мессенджера Telegram Павел Дуров имеет давнюю, конфликтную историю взаимоотношений с властями России по вопросам конфиденциальности и защиты тайны переписки. Поэтому когда силовики и РКН потребовали предоставить ключи шифрования под угрозой блокировки, для него это не стало неожиданностью.

Но неожиданным стало то, что несмотря на все попытки его заблокировать, сервис продолжал работать. Тогда в реестр запрещённых сайтов было внесено до 18.000.000 IP-адресов — таким образом Роскомнадзор пытался помешать мессенджеру «перескакивать» с домена на домен. Это вызвало непреднамеренные сбои в онлайн-играх, YouTube, Gmail, веб-версии Google Play, Google-диска, reCAPTCHA, а также нарушило работу целого ряда малых предприятий. Крупные облачные сервисы Amazon и Google были важным инструментом для Telegram, который помогал ему уходить от блокировок, поэтому немудрено, что оба гиганта также стали основной целью российских властей.

После переговоров между двумя компаниями и правительственными чиновниками, технологические гиганты объявили, что они начнут применять запрет на использование своих доменов для обхода блокировок. Россия, в свою очередь, объявила об отказе от внесения в реестр запрещённых сайтов IP-адресов этих сервисов, но перешла к блокировке сервисов VPN, которые обеспечивали или могли бы обеспечить обходные пути для пользователей Telegram. Роскомнадзор заблокировал порядка 50 VPN-сервисов и анонимайзеров, обеспечивающих доступ к мессенджеру в России, однако замглавы службы Вадим Субботин не указал какие именно.

Российские власти объясняют свое желание получить доступ к пользовательской переписке и «ключам шифрования» тем, что Telegram якобы «используют террористы». В свою очередь, владельцы мессенджера утверждают, что передать ключи невозможно, поскольку они создаются на отдельных телефонах пользователей. Плюс к этому, и сервис, и интернет-активисты уверены, что запрет на самом деле предназначен для подавления свободы слова и политического инакомыслия.

Косвенно это подтверждается тем, что на прошедшей неделю назад в Москве акции протеста против инаугурации Владимира Путина и ущемления онлайн-свобод, по крайней мере, один телекоммуникационный оператор глушил там связь. Также известно, что одним только Telegram российские власти не ограничатся — в их планы входит ещё и Viber, также использующий шифрование.

На этой неделе группа цифровых правозащитников Access Now попросила членов американского конгресса убедить Google и Amazon пересмотреть свою позицию по части предоставления доменов для обхода блокировок. Если вкратце, этот метод позволяет тому или иному сервису обходить цензуру, скрывая истинную конечную точку запроса и направляя её через отдельный веб-сайт, который не запрещен. И хоть Amazon с Google никогда официально не разрешали применять эту практику на своих серверах, они её и не запрещали. Самый крупный и самый уважаемый зашифрованный сервис обмена сообщениями в США — Signal — получил на прошлой неделе сообщение от Amazon, в котором говорилось, что он больше не будет использовать тот домен, который ранее помогал ему обходить цензуру в таких странах, как Египет, Оман и Катар.

В начале этой недели группа Access Now обратилась к Конгрессу, рассказав о важности методов обхода блокировок, которые помогают активистам, журналистам и гражданам разных стран, в которых интернет подвергается цензуре, чувствовать себя в безопасности и свободно пользоваться Сетью. В этом письме законодателям напомнили о том, что тема интернет-свободы вот уже более 10 лет получает широкую двухпартийную поддержку со стороны Конгресса, а также попросили поддержать их обращение Google и Amazon, дабы они отменили свое решение.

Действительно, члены Конгресса как от республиканцев, так и от демократов неоднократно критиковали технологические компании за то, что они недостаточно делали для противостояния цензуре в Китае. В отношении же России в последнее время американские законодатели демонстрируют достаточно жёсткостью риторику, поэтому грамотное лоббирование озвученного Access Now вопроса поможет, по крайней мере, начать диалог между политиками и крупными компаниями. Вполне возможно, надеются цифровые правозащитники, что компромисс найдётся где-то между прямым запретом на использование практики «перепрыгивания» с домена на домен и разрешением применять её в отдельных случаях.

Access Now — не единственная организация, которая выразила озабоченность происходящим в России произволом властей относительно ущемления онлайн-прав россиян. Неделю назад 26 международных правозащитных организаций в сфере медиа и интернет-свобод решительно осудили попытки Российской Федерации заблокировать интернет-мессенджер Telegram, результатом которых стали широкомасштабные нарушения свободы выражения мнения и доступа к информации, и в т.ч. массовая блокировка сторонних вебсайтов.

«Мы призываем Россию остановить блокировку Telegram и прекратить беспрестанные нападки на свободу интернета в целом, — заявили они. — Мы также призываем Организацию Объединенных Наций, Совет Европы, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки и другие заинтересованные правительства оспорить действия России и поддержать основополагающие права на свободу выражения мнения и неприкосновенность частной жизни в интернете и вне его. Наконец, мы призываем интернет-компании противостоять необоснованным и неправовым требованиям, нарушающим права их пользователей».

Среди подписантов: ARTICLE 19, Международная Агора (Agora International), Access Now, Amnesty International, Asociatia pentru Tehnologie si Internet – ApTI, Associação D3 — Defesa dos Direitos Digitais, Committee to Protect Journalists, Civil Rights Defenders, Electronic Frontier Foundation, Electronic Frontier Norway, Electronic Privacy Information Centre (EPIC), Freedom House, Human Rights House Foundation, Human Rights Watch, Index on Censorship, International Media Support, Международное Партнерство за Права Человека (International Partnership for Human Rights), ISOC Bulgaria, Open Media, Open Rights Group, ПЕН Америка (PEN America), PEN International, Privacy International, Репортеры без границ (Reporters without Borders), WWW Foundation, Xnet.

Напомним также, что ведущий юрист РосКомСвободы Саркис Дарбинян направил в Роскомнадзор официальное письмо, в котором попросил обосновать с точки зрения российского законодательства блокировку пятидесяти VPN-сервисов и анонимайзеров, о которых ранее надзорное ведомство заявляло в прессе.

Читайте также:

Попытки Роскомнадзора заблокировать Telegram неэффективны и вредны
?
Настало время и бизнесу пригласить Роскомнадзор в суд
?
В Москве и Питере прошли митинги в защиту Telegram и свободы интернета
?
Роскомсвобода запросила у Роскомнадзора обоснование блокировки VPN-сервисов
?
Эксперты Правительства против расширения полномочий Роскомнадзора по блокировкам

Контакты

По общим вопросам

[email protected]

По юридическим вопросам

[email protected]

Для СМИ

Телеграм: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.