Технический директор «Роскомсвободы» Станислав Шакиров
Один из первых локальных рисков — положение Рунета. Гипотетически в России могут быть шатдауны, а также блокировки СМИ, соцсетей, мессенджеров. Второй риск — санкции, по причине которых приложения отечественных банков исключаются из мобильных магазинов. Происходят и непонятные, но, скорее, тоже санкционные истории. Например, сайт Intel у нас не открывается , а в других странах, когда заходим через VPN , он работает. Третья угроза — кибервойна. Она будет сопровождаться активностью хакеров с обеих сторон.
Если говорить глобально, то нужно смотреть, как станут реализовывать санкции. Судя по всему, пока выбран максимально неприятный для России сценарий — запрет на импорт технологий, который действительно вызовет деградацию её технологического и экономического потенциала. Это будет очень болезненно, потому что ограничение ввоза приведёт к повышению стоимости различной техники и «серому» импорту.
Санкции дадут эффект через несколько лет. И хотя разрушить импортозамещение полностью не получится (есть ещё Китай, Тайвань), а также можно наладить собственное производство, в развитии в целом это отбросит нас назад.
Юрист «Роскомсвободы» Никита Истомин
Нас ждут ужесточения в области цифровых свобод. Риторика всех сторон конфронтации показывает это. Спецслужбы станут сильнее контролировать IT-сектор, в том числе критические объекты инфраструктуры. Граждан могут ограничить в праве на приватность . Мы не сразу ощутим это, по крайней мере, не в краткосрочной перспективе, поскольку государство по закону часто не обязано уведомлять о сборе тех или иных данных (например, при осуществлении оперативно-разыскной деятельности).
Бизнес понесет потери опосредованно. Усилится импортозамещение, лоббисты смогут навязывать предпринимателям свои решения. IT-индустрия, таким образом, окажется между молотом и наковальней: запретом на импорт, с одной стороны, и агрессивным лобби — с другой. В первую очередь это коснётся частных компаний из санкционного списка и их подрядчиков, которые не смогут сотрудничать с крупными предприятиями и госструктурами, попавшими под санкции.
📖 На случай блокировок изучите заранее наш совместный с DOXA «антиблокировочный» гайд:
Главное за неделю в области права.
23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.