С такой инициативой выступила ФАС, которая к апрелю 2019 года планирует на законодательном уровне обязать производителей мобильных телефонов и компьютеров предустанавливать на них отечественные аналоги приложений и ПО.
Законодательство, обязующее производителей смартфонов и компьютеров предустанавливать на них отечественные аналоги мобильных приложений и программных продуктов, должно быть подготовлено к апрелю 2019 года, следует из финальной версии «дорожной карты» по развитию конкуренции на 2018–2020 годы (есть у “Ъ”), разработанной Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России.
Производители также должны будут обеспечить пользователям возможность полностью удалять предустановленные программы и приложения за исключением сервисных. Это позволит создать условия и возможности для выбора и замены продуктов потребителями, считают в ФАС. Главным исполнителем подготовки федерального закона должно стать Минцифры, а соисполнителями — ФАС и Роспотребнадзор.
В антимонопольной службе уточнили, что документ уже направлен в правительство. Его проект ранее был представлен в начале апреля. Ведомство отмечало, что получает «жалобы граждан на сервисные приложения на телефонах, смартфонах, планшетах, которые устанавливаются автоматически и без возможности удаления». В их число, по мнению ФАС, входят браузер, почта, аудиоплеер и другие.
По мнению президента ассоциации «Руссофт» Валентина Макарова, очевидно, что ФАС старается помочь российским разработчикам за счет мер нетарифного регулирования.
«Понятно, что Google имеет стабильный набор поставщиков приложений, в ряды которых встроиться сложно независимо от качества продукта, и рука рынка здесь мало помогает, а государство может помочь. Но с общемировой точки зрения такие меры не ведут к развитию конкуренции»,— считает он.
При этом новые требования к оборудованию приведут и к новым затратам со стороны компаний, предупреждает эксперт. О том, что предустановка платных продуктов, дублирующих функциональность, вероятно, увеличит конечную стоимость компьютеров и смартфонов, предупреждает и гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко.
Сеть на данную инициативу ФАС отреагировала вполне предсказуемо:
по мнению фас российский софт можно внедрять только силой, а не потому, что он хороший и конкурентоспособный pic.twitter.com/2ABb1hlN7d
— Тюрбан Базарова (@turbanbazarova) July 27, 2018
Ага, браузер Амиго, Яндекс бар, поисковик Спутник и т.д. После покупки телефон смело можно перепрошивать.
«Коммерсантъ»: ФАС предложила по умолчанию устанавливать на смартфоны российские приложенияhttps://t.co/xrCJxj7VUs— Artem (@Atom1c83) July 27, 2018
Трояны от фсб. Называйте вещи своими именами
— NothingToSeeHere (@rnenrdsmnt) July 27, 2018
— Пьяный русский (@drunkfuckingrus) July 27, 2018
ФАС разрабатывает законопроект, обязывающий предустанавливать российские программы на смартфоны: https://t.co/j6ttGKEfCq pic.twitter.com/HJArvj60rt
— Лентач (@oldLentach) July 27, 2018
Наиболее громким случаем в этой сфере был конфликт ФАС с Google, от которой служба в октябре 2015 года потребовала устранить нарушения закона о конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением на операционной системе Android. В частности, от корпорации требовалось исключить из соглашений с вендорами условия, ограничивающие установку приложений и сервисов других разработчиков. Google также должна была проинформировать пользователей устройств о деактивации предустановленных приложений, изменении поисковой машины в браузере Chrome, возможности установки иного виджета поиска и приложений, аналогичных входящим в пакет Google Mobile Services. Дело в отношении Google было возбуждено по заявлению Яндекса.
Читайте также:
У ФАС претензий к Google больше нет — компания заплатит штраф ₽438000000
?
ФАС хочет обязать предустанавливать российское ПО на смартфонах и планшетах
?
В антимонопольное законодательство вписывают цифровые технологии
?
ФАС возбудила дело против онлайн-сервиса недвижимости ЦИАН
.
Главное за неделю в области права.
23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.