18 апреля 2016

Бастрыкин утверждает, что против России идет открытая гибридная война и предложил цензурировать Рунет по примеру Китая

Председатель Следственного комитета РФ (СКР), генерал юстиции РФ Александр Бастрыкин рассказал о путях и методах борьбы с экстремизмом в России. Тон большинства его суждений оказался весьма тревожным. Немудрено, что интервью Александра Ивановича сразу же вызвало такой граничащий с переполохом резонанс в СМИ.

Глава СКР подчеркнул, что в РФ наметилась негативная тенденция в динамике преступности экстремистской и террористической направленности. Зарегистрировано 1329 преступлений экстремистской направленности, что на 28,5% больше, чем в 2014 году (1034). Рост числа этого вида преступлений отмечен в 56 субъектах Российской Федерации. Количество таких преступлений, как публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) и возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), возросло почти на 40% в сравнении с 2014 годом. Зарегистрировано 42 преступления по организации деятельности экстремистской организации (+2,4%). Отмечено и значительное увеличение (на 36,3%) количества преступлений террористического характера, совершенных на территории Российской Федерации. Всего зарегистрировано 1538 преступлений (в 2014 году — 1128). Предотвращено на стадии приготовления или покушения 70 преступлений. С использованием сети интернет совершено 133 преступления террористического характера.

Напомним, согласно данным, опубликованным Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации, в 2015 году в России за экстремистскую деятельность или призывы к экстремизму осудили 544 человек; еще 110 человек — за терроризм и призывы к нему. По сравнению с 2014 годом количество осужденных по экстремистским статьям увеличилось более чем на четверть (этот показатель составлял 414 человек).

Глава СКР уверен, что росту числа подобного рода преступных проявлений способствовали как внешние (геополитические), так и внутриполитические факторы:

«Последнее десятилетие Россия, да и ряд других стран, живут в условиях так называемой гибридной войны, развязанной США и их союзниками. Эта война ведется по разным направлениям — политическому, экономическому, информационному, а также правовому. Причем в последние годы она перешла в качественно новую фазу открытого противостояния».

.

Кстати, российские парламентарии, отчасти руководствуясь тем же давним постулатом «Кругом враги», лоббируют принятие законопроекта «О новостных агрегаторах».

В качестве мер по противодействию экстремизму Бастрыкин назвал «национальную идею, которая по-настоящему сплотила бы единый многонациональный российский народ», включение молодых людей из группы риска «в разработку и реализацию программ противодействия вооруженному экстремизму». Также глава Следственного Комитета предложил устроить тотальную проверку деятельности религиозных, национально-культурных и молодежных организаций, в отношении которых есть основания полагать, что они занимаются запрещенной экстремистской деятельностью, ведение мониторинга и профилактической работы с представителями неформальных молодежных объединений.

Особенно интересным из всего пакета предложений Бастрыкина пункт, касающийся интернета:

«В предлагаемой концепции представляется целесообразным определиться и с пределами цензурирования в России глобальной сети интернет, так как эта проблема в настоящее время вызывает острые дискуссии в свете активизации защитников прав на свободу получения и распространения информации. Интересен в этом плане опыт зарубежных государств, противостоящих США и их союзникам. В связи с беспрецедентным информационным давлением они пошли на ограничения иностранных СМИ в целях защиты национального информационного пространства. Так, например, Министерство промышленности и информатизации Китая с 10 марта 2016 года ввело запрет на работу электронных СМИ, полностью или частично принадлежащих иностранным резидентам. Такие СМИ больше не смогут распространять информацию через интернет, а в лучшем случае — посредством печатных изданий. Китайские же СМИ будут сотрудничать с иностранными онлайн-СМИ только при наличии разрешения этого министерства. В руководстве национальных СМИ смогут работать только граждане Китая. Серверы онлайн-СМИ могут находиться только в КНР.

Представляется, что в разумной мере этот опыт вполне мог бы быть взят на вооружение в России.

Для интернет-провайдеров необходимо разработать единые правила хранения личной информации их клиентов и пользователей в нужном объеме на тот случай, если подобные сведения будут затребованы при расследовании нарушений в сфере кибербезопасности.

В общественных местах доступа во «всемирную паутину» (библиотеки, школы, другие учебные заведения) установить фильтры, ограничивающие доступ к сайтам, содержащим экстремистские материалы.

Кроме того, представляется целесообразным предусмотреть внесудебный (административный) порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют экстремистскую и радикал-националистическую информацию. При этом, если обладатели такой информации не считают ее экстремистской, пусть сами обжалуют соответствующие действия уполномоченных госорганов в суд и доказывают там свою правоту. Подобный порядок даст возможность более оперативно и эффективно реагировать на пропаганду экстремизма в интернете. Следует активизировать работу по внедрению современных технических средств для эффективного контроля радиоэфира и интернета.

Необходимо расширить спектр уголовно-правовых мер по пресечению противоправных действий террористических организаций, совершаемых в сети интернет, связанных с вербовкой. В этих целях рассмотреть вопрос о признании уголовно наказуемыми деяниями обладание такими материалами, их сбор или загрузку с компьютера. Современные технологии доказывания позволяют представить суду и подтвердить связанные с общением в социальных сетях технические элементы, свидетельствующие о наличии связей между обвиняемым и соответствующими электронными сообщениями».

.

Также Бастрыкин предложил установить «особую правовую защиту, в том числе средствами уголовно-правового воздействия» относительно отрицания результатов референдума о присоединении Крыма к РФ. Напомним, косвенно связанные с Крымом посты в интернете уже стали поводами для возбуждения уголовных дел и достаточно жёстких приговоров. И в этом вопросе господин Бастрыкин предлагает шагнуть пугающе далеко — он предложил приравнять «отрицание итогов всенародного референдума» к экстремизму, приравняв его к отрицанию Холокоста и геноцида армян в Османской Турции в 1915-1922 г.г.

Не менее категоричен Александр Иванович относительно виртуальных финансовых операций, не забыв упомянуть и о криптовалютах:

«Помимо противодействия идеологической составляющей ведущейся против России информационной войны важно активизировать работу по борьбе с финансовой подпиткой этой деятельности, в том числе ужесточить контроль за трансграничным движением капитала. Как показал опыт, в целях финансирования терроризма зачастую используется виртуальная криптовалюта, которая не имеет централизованного эмитента, единого центра контроля за трансакциями и характеризуется анонимностью платежей. Кроме того, в результате широкого распространения эти валюты могут вытеснить с рынка законные деньги, что угрожает финансовой стабильности государства. С учетом этого предлагается ввести уголовную ответственность за незаконный выпуск и оборот криптовалют, а также других денежных суррогатов».

.

Очень жаль, что российские политики и чиновники не читали результаты исследования правительства Великобритании, согласно которому как раз таки криптовалюты наиболее всего защищеты от «отмывания» и прочих «финансовых пряток», и отследить операции, проделанные ими, гораздо проще.

В качестве меры, способствующей эффективной борьбе с экстремизмом, терроризмом и другими опасными проявлениями преступности Александр Бастрыкин назвал конфискацию имущества как вид уголовного наказания. Видимо, опыт изъятия с последующей «казнью» ноутбука, компьютерной мыши и зарядного устройства уральской матери-одиночки Вологжениновой сильно вдохновил Александра Ивановича в этом вопросе и утвердил в правильности подобных мер.

Далее глава СКР совершенно забывает о своих утверждениях, что коварный англосаксонский мир в лице США и ангажированных ими «западных партнёров» спит и видит, как бы «гибридно навредить» России, призывая к более тесному сотрудничеству между силовиками на международном уровне:

«Не менее важным представляется и совершенствование правового механизма международного сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов, уполномоченных противодействовать терроризму и экстремизму».

.

Напомним, перенять опыт Китая в области интернета планирует и правительство России во главе с Дмитрием Медведевым. Кроме того, в последнее время остро встаёт вопрос импортозамещения, поскольку осуществлять тотальный контроль в условиях санкций, используя при этом заграничное ПО и оборудование, было бы нецелесообразно (да и странновато). Для этого был создан реестр отечественного ПО, регулярно пополняемый российскими программными продуктами. Правда, мы об этом уже писали, отечественные госкомпании и крупные корпорации с большой долей акционерного участия государства не очень-то спешат проявлять свой ПО-триотизм. Видимо, исходя из этого факта глава Минкомсвязи призвал своих чиновных коллег немного охладить импортозаместительный пыл:

«Мне кажется, не должно быть таких волюнтаристских решений, чтобы все [заграничное ПО] запретить и все парализовать. Мне кажется, это неправильно, мы не должны себя обносить колючей проволокой. Но меры поддержки отечественным компаниям мы должны применять».

.

Возможно, вышеупомянутые «бастрыкинские тезисы» в какой-то мере были адресованы и тем ведомствам, которым поручено ускорить создание нового «Железного занавеса» в области интернета. Стоит заметить, риторика главы Следственного Комитета во многом совпадает с теми требованиями, которые в начале февраля этого года были опубликованы на официальном портале Президента России, в котором Владимир Путин обозначил меры борьбы с «интернет-угрозами», а также о подготовке новой доктрины по информационной безопасности страны.

Читайте также:
Такая удобная статья — «экстремизм»
«Go East!» : Медведев хочет адаптировать для России китайскую программу развития интернета
Путин вплотную занялся интернетом и обозначил свои поручения по регулированию IT-сферы
Минкомсвязи подготовило весьма «изоляционистский» законопроект
Госзакупайтесь только на Родине

_____

Контакты

По общим вопросам

[email protected]

По юридическим вопросам

[email protected]

Для СМИ

Телеграм: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.