4 ноября 2018

Китай экспортирует свой Великий файрвол: свободы интернета по всему миру всё меньше

Журналист CNN Джеймс Гриффитс на примере Китая пытается понять, как получилось, что вместо того, чтобы нести свободу и демократию интернет стал местом слежки, цензуры и контроля.

Когда в марте 2000 года президент США Билл Клинтон выступал перед элитной вашингтонской аудиторией, он выразил то, что многие на Западе думают об интернете, приветствуя новый век, когда «свобода станет распространяться через мобильный телефон и кабельный модем». Это случится, говорил Клинтон, как бы страны вроде Китая не пытались побороть распространение информации.

«Несомненно, Китай пытается подавить интернет, — при этих словах брови Клинтона взметнулись вверх, предвещая кульминацию. — Желаю удачи! Это примерно как пытаться прибить желе к стене»/

За десятилетия, прошедшие с той речи, слова Клинтона о желе стали чем-то вроде черного юмора среди борцов за свободу интернета: все это время Китай строил Великий файрвол, самую изощренную систему для контроля и слежки за сетью в мире. 

На этой неделе вышел новый отчет, согласно которому Китай — самый эффективный, с большим отрывом, интернет-цензор, который экспортирует свою модель по всему миру, вовсе не собираясь отступать.

Пекин раз за разом опровергал самые уверенные прогнозы (включая те, чьи авторы понимали в интернете получше Клинтона), что это невозможно. Китайские цензоры царят в блогах, социальных сетях, американских поисковых гигантах. Они раз за разом побеждают или сдерживают все попытки прорвать файрвол, от виртуальных частных сетей (VPN) до теневого веба.

Сандей Йокубайтис, руководитель VPN-компании Golden Frog в разговоре с CNN «свидетельствует о значительном учащении» попыток заблокировать их службы в Китае.

«Раньше мы наблюдали блокировки примерно раз в шесть недель; теперь же они пытаются блокировать наши сервисы по несколько раз за день» — говорит он.

В своей книге «Великий Китайский Файрвол: как выстроить и контролировать альтернативную версию Интернета» я разбирал, как пекинская модель интернета пересекает границы: китайские цензоры активно работают с коллегами из России, Уганды и множества других стран с тем, чтобы выстроить контроль за интернетом и подавить несогласных онлайн.

В новом отчете Freedom House говорится о том же: в 2018 году, по наблюдениям авторов, «интернет восьмой год подряд становится менее свободным».

«Ряд стран движется к цифровому авторитаризму, принимая китайскую модель широкой цензуры и систем автоматической слежки» — утверждают в Freedom House.

Представитель китайского МИД Лю Канг на очередной пресс-конференции в четверг назвал выводы отчета «абсолютно подтасованными».

Он добавил: «они непрофессиональны, безответственны и сделаны со скрытыми мотивами».

.

Слабая надежда

На заре интернета многие влиятельные мыслители утверждали, что интернет — по самой своей природе — распространит демократию и свободу слова.

Объединенные силы глобализации и веба, как писал в 2000 году Томас Фридман, «вскрывают общества как Щелкунчик орехи».

Но, как продемонстрировал Евгений Морозов, эти предположения часто были основаны на умышленно неверном толковании событий Холодной войны и эффективности стратегий вроде нелегального ввоза фотокопиров и факс-машин через Железный занавес и эфиров Радио «Свобода».

«Глядя сквозь призму Холодной войны, они наделяют интернет почти магическими свойствами; для них он как последняя подсказка, которая поможет Западу победить, наконец, своих противников-авторитариев, — пишет Морозов. — Другими словами, пусть они твитят и вытвитят себе путь к свободе. По этой логике, когда исчезнут препоны свободному потоку информации, авторитаризм окажется нежизнеспособен. Если Советский Союз был бессилен перед отрядом памфлетистов, то как Китай переживет армию блоггеров?»

В действительности, как показывает отчет Freedom House, интернет — отличный инструмент контроля за обществом. Он открывает невозможные доселе возможности для слежки и управления общественным мнением.

Продолжающаяся паника по поводу фейковых новостей и предположительного онлайн-вмешательства в выборы, которая воцарилась в США и других странах, которые обычно были главными сторонниками свободы интернета, лишь подливает масла в огонь.

«На протяжении (2018 года) авторитарии прикрывались „фейк ньюз“ и скандалами с данными, чтобы двигаться в по китайскому пути, — говорится в отчете. — Правительства в таких странах, как Египет и Иран переписывали ограничительные законы о медиа, чтобы под них подпадали пользователи соцсетей, сажали критиков под предлогом борьбы с лживыми новостями и блокировали иностранные соцсети и коммуникационные сервисы».

.

Глобальная модель

С момента, когда были заложены первые виртуальные блоки Великого файрвола, Китай служил образцом потенциальной онлайн-цензуры: все, от Боно до американского законодателя Джо Либермана ссылались на политику Пекина, отстаивая больший контроль за интернетом.

В последние годы, однако, особенно с приходом к власти президента Си Цзиньпина, Китай стал активно сотрудничать с иностранными правительствами, помогая им строить собственные файрволы и лоббируя в ООН и других органах уменьшение защиты свободного интернета по всему миру.

На этой неделе Международный союз электросвязи ООН собрался на встречу по итогам четырехлетки в Дубае. В прошлом, МСЭ был ключевым органом, в котором Китай и другие ведущие интернет-цензоры, особенно Россия, добивались изменения международных норм, чтобы легализовать и подвести базу свой контроль.

В 2015 году Китай добился успеха: полномочия МСЭ и национальных правительств устанавливать политику в отношении интернета стали шире, хоть китайским делегатам и не удалось убрать слова «свобода самовыражения» и «демократия» из ключевого документа по управлению интернетом.

Встречи только начались, но большинство экспертов ждут, что тема управления интернетом — где ключевым является вопрос, должна ли глобальная политика быть делом только правительств или же гражданское общество и индустрия также должны играть свою роль — снова будет доминировать в Дубае.

Позиция Китая состоит в том, что право контролировать интернет внутри границ стран принадлежит, в конечном итоге, национальным правительствам, и что под этот контроль подпадают иностранные компании, граждане и все, кто пытается вмешаться, к примеру, создавая программы для обхода Великого Файрвола.

Доктрина кибер-суверенетета, которую отстаивает Си Цзиньпин, увидит свет в следующем месяце во время Всемирной интернет-конференции, которую Китай проведет у себя в южном речном порту Вучжен.

Форум этого года «будет способствовать дальнейшему установлению среди стран по всему миру перспектив развитие интернета, основанных на взаимном доверии и коллективном руководстве,» если верить Лю Лихонгу, заместителю директора Администрации Киберпространства Китая — верховного цензора страны.

.

Тревожная тенденция

Китайские власти и компании не только работают над изменением международных норм и разрабатывают модель интернет-контроля, которую другие страны могут легко адаптировать, но и активно готовят почву для цензурных сетей за рубежом.

Йокубайтис из Golden Frog говорит, что в его компании видели, как китайскую тактику применяют в России и на Ближнем Востоке, добавляя, что Китай «экспортирует блокирующие технологии в страны с репрессивными режимами».

Согласно отчету Freedom House, Пекин предпринимает шаги с тем, чтобы «распространить свою модель за рубеж»: массово обучает иностранных чиновников, предоставляет технологии цензуры и слежки, а также давит на иностранные компании с тем, чтобы те подчинялись китайским стандартам даже действуя за пределами страны.

«Эти тенденции несут существенную угрозу будущему открытого интернета и перспективам расширения демократии во всем мире,» — говорится в отчете.

В нем перечислено 57 стран, от демократий из Европы до автократий из Центральной Азии, которые купили электронную инфраструктуру, инструменты слежки с искусственным интеллектом или же посещали или принимали тренинги от китайских цензоров и пропагандистов.

«Демократическим правительствам придется затратить гораздо больше дипломатических и других ресурсов, чтобы отразить мягкое наступление Китая на международной арене, — добавляют в Freedom House. — Все больше правительств обращаются к Китаю за поддержкой и руководством, в то время как глобальное лидерство Соединенных Штатов идет на спад, а уступки иностранных компаний требованиям Пекина лишь поощряет усилия режима по переписыванию международных норм в свою пользу».

.

По материалам CNN

Читайте также:

Китайский государственный провайдер перехватывал интернет-трафик из США и Канады
?
Google призвали не сотрудничать с китайской цензурой
?
Гаджеты на службе разведок
?
Отчет Freedom on the Net`2018: Россия укрепляет позиции несвободы интернета
?
Европейский план интернет-цензуры: что дальше?

.

Контакты

По общим вопросам

[email protected]

По юридическим вопросам

[email protected]

Для СМИ

Телеграм: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.