06.04.2016

Как Роскомнадзор боролся с обсценной лексикой на Руси

В ходе Медиафорума независимых региональных и местных СМИ "Правда и справедливость", прошедшего в Петербурге 5 апреля 2016 года, глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил: "Всего по итогам 2015 года Роскомнадзор вынес 149 предупреждений СМИ о нарушениях

KrikВ ходе Медиафорума независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость», прошедшего в Петербурге 5 апреля 2016 года, глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил:

«Всего по итогам 2015 года Роскомнадзор вынес 149 предупреждений СМИ о нарушениях. Первое место — 47 предупреждений — это нарушения, связанные с использованием нецензурной брани».

.

Мы занялись поиском вынесенных в прошлом году предупреждений СМИ за использование обсценной лексики и обнаружили, что с крупными сетевыми изданиями связано не так уж много фактов — большинство из них мы освещали на сайте Роскомсвободы. Найти же все 47 случаев нам не удалось, поскольку навигация сайта Роскомнадзора, как впрочем и множества других госсайтов, требует подготовленного проводника, но рядом с нами не оказалось того опытного шерпа, который бы провёл нас сквозь лавины выпадающих списков по гималайским лабиринтам мудрёного меню, и нам опять помог Волшебник Google, в последнее время терзаемый желающими реализовать своё право на забвение гражданами.

Итак, крупных изданий, наказанных за матные слова, оказалось не так уж много.

В июне прошлого года вынес предупреждение журналу «MAXIM» за матерщину в интервью экс-«ляписа», а ныне — фронтмена группы «BRUTTO» Сергея Михалка. При этом ведомство не преминуло напомнить, что предупреждение это уже второе за 12 месяцев. По закону, два письменных предупреждения от Роскомнадзора в течение года являются основанием для искового заявления в суд о прекращении действия свидетельства о регистрации СМИ. Материал, размещённый на сайте журнала, пришлось отцензурировать.

В июле 2015 года издание Colta.ru получило предупреждение Роскомнадзора за поэзию без цензуры. Речь идет о цитатах из произведений поэта Юлия Гуголева. Издание отцензурировало опубликованные стихи, «запикав» определенные слова, но изначальную версию до сих пор можно найти в архиве интернета. Colta намеревалась оспорить предупреждение РКН в суде, но информации о том, как движется это дело, пока никакой нет.

Материал «Япономорцы, или Жизнь в прибойной полосе», размещённый на сайте «Новой газеты» 10 июля 2015 года, через десять дней вызвал гнев регулятора по причине наличия в оном нецензурной брани. Редакции и учредителю «Новой газеты» было вынесено письменное предупреждение. Пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский уточнил, что основанием для предупреждения стало слово, по смыслу похожее на «разгильдяйство». Нецензурное выражение было опубликовано с точками вместо пропущенных букв, но, по словам представителя Роскомнадзора, «оно явно прочитывалось». Само издание, которое подверглось данным санкциям, за которые у них может быть отозвана лицензия СМИ утверждает, что никакие бумаги от Роскомнадзора по данному случаю к ним не приходили. Главный редактор издания Дмитрий Муратов заявлял, что обжалует в суде предупреждение, которое вынес Роскомнадзор. Но, как бы там ни было, публикацию пришлось отцензурировать, и, снова-таки, изначальная версия всё ещё хранится в архиве интернета.

Видимо, у РКНа к «Новой газете» особая любовь. Она уже получала взбучку от регулятора за обсценную лексику в их нижегородском издании 30 апреля 2015 года. Об этом Роскомнадзор уведомлял на своём официальном сайте.

В этом же уведомлении содержится предупреждение телеканалу «РЕН ТВ — Сети НН» (тоже Нижний Новгород), и причина всё так же — «за распространение материалов, содержащих нецензурную брань».

Видимо, в прошлом году «списки Жарова» пополнялись нарушителями статьи 4 закона РФ «О средствах массовой информации» в основном за счёт региональных СМИ. Мы нагуглили таких фактов «вагон и маленькую тележку», причём предупреждения касались не только использования мата собственно в самих публикациях, но и комментариев пользователей под новостями.

Цитируем Роскомнадзор:

  • 6 марта 2015 года в результате мониторинга и внепланового систематического наблюдения, проведенного Управлением Роскомнадзора по Республике Татарстан, на странице сетевого издания «Твоя свободная трибуна» был обнаружен видеоматериал, содержащий нецензурную брань, что является злоупотреблением свободой массовой информации. В связи с этим Роскомнадзор вынес официальное письменное предупреждение редакции и учредителю издания «Твоя свободная трибуна» о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации;
  • 24 августа 2015 года Управлением Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу проведено внеплановое мероприятие систематического наблюдения в отношении средства массовой информации. В нарушении ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» на web-страницах средства массовой информации сетевого издания «Блокнот Ставрополь» в сети «Интернет» размещены комментарии читателей, в которых содержится нецензурная брань. В адрес редакции сетевого издания направлено обращение с требованием удалить или отредактировать данные комментарии в течение суток;
  • 11 сентября 2015 года главный редактор сетевого издания «Информационное агентство «ВЫКСА.РФ» привлечен к административной ответственности за публикацию нецензурной брани. 01.09.2015 решением суда нарушитель привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей. Также 12.08.2015 Роскомнадзором вынесено письменное предупреждение редакции и учредителю сетевого издания «Информационное агентство «ВЫКСА.РФ»;
  • 30 октября 2015 года редакция радиопрограммы «Айсберг-радио» (Республика Саха-Якутия) привлечена к ответственности за распространение материалов, содержащих нецензурную брань;
  • 23 ноября 2015 года в ХМАО – Югре главный редактор электронного периодического издания «К-информ» признан виновным за распространение материала, содержащего нецензурную брань;
  • 1 декабря 2015 года в отношении главного редактора радиоканала «Открытое радио» (Чувашская Республика) составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 13.21 КоАП РФ за изготовление или распространение продукции средства массовой информации, содержащей нецензурную брань;
  • 12 декабря 2015 года Мировой суд г.Кирова, рассмотрев материалы Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл, признал главного редактора СМИ сетевого издания «WWW.PG12.RU» виновным в совершении правонарушения и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей;
  • 18 декабря 2015 года при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в средствах массовой информации Управлением Роскомнадзора по Брянской области были выявлены факты злоупотребления свободой массовой информации. Так, в комментариях читателей сетевого издания «БрянскToday» неоднократно выявлялось распространение нецензурной брани, тем самым электронным СМИ были нарушены требования ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации». В адрес редакции Управлением было направлено 6 обращений с требованиями об удалении или редактировании комментариев, содержащих нецензурную брань. Кроме того, проведена профилактическая работа с редакцией сетевого издания «БрянскToday». Главному редактору направлено информационное письмо о необходимости самостоятельного и своевременного принятия мер по редактированию комментариев читателей и необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации;
  • Главный редактор электронного периодического издания «Gazetairkutsk.ru» привлечен к административной ответственности за распространение продукции, содержащей нецензурную брань (29 декабря 2015 года). Управлением Роскомнадзора по Иркутской области выявлено нарушение требований ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», в электронном периодическом издании «Gazetairkutsk.ru» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опубликован комментарий на форуме, содержащий нецензурную брань. Постановлением мирового судьи 1 судебного участка Октябрьского округа г. Иркутска главный редактор ЭПИ «Gazetairkutsk.ru» привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 13.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей;
  • За 2015 год в адреса сетевого издания/информационного агентства «Твое Информационное Агентство», «Тверское Информационное Агентство», сетевого издания TVERIGRAD.RU направлено 101 Обращение по фактам злоупотребления свободой массовой информации, содержащимся в комментариях пользователей указанных СМИ на страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (отчёт сделан в январе 2016 года):- в адрес информационного агентства/сетевого издания «Тверское Информационное Агентство», «Твое Информационное Агентство» — 88 Обращений с требованием удалить или отредактировать комментарии пользователей, содержащих нецензурную брань и материалы с признаками экстремизма;- в адрес сетевого издания TVERIGRAD.RU – 13 Обращений с требованием удалить или отредактировать комментарии пользователей, содержащих нецензурную брань и комментарии, содержащие информацию с признаками экстремизма.

Уверены, что со временем будут находиться ещё много подобных фактов, и уж если вы таковые обнаружите без нашей помощи, сообщайте — будем делать UPD.

Кстати, интересно, накажет ли Роскомнадзор главу МИДа РФ за тот скандальный случай, о котором рассказали уже почти все СМИ нашей дорогой страны и зарубежья? Какого рода предупреждение получит или получил уже Сергей Викторович?

Кроме раздачи нагоняев за матерщину, Роскомнадзор в прошлом году активно боролся с экстремизмом в сети, онлайн-казино, способами производства взрывчатых веществ, пропагандой наркотиков, жестоким обращением с животными и т.п., — об этом в конце прошлого года отчитывался глава РКН Александр Жаров на расширенном заседании с участием территориальных органов.

Громко прогремели над Рунетом также следующие дела:

  • 11 сентября 2015 года Роскомнадзор внес в реестр статью отраслевого интернет-портала theRunet, который имеет лицензию и в качестве средства массовой информации. Роскомнадзору не понравилась аналитическая статья «Хочешь самоубиться? Спроси, как», в которой критикуются действия надзорных органов по ограничению информации в сетевом пространстве. Редакция TheRunet посчитала, что «критика законодательства в нашей, пусть и провокационной, заметке справедлива и через два с половиной года после ее публикации. Поэтому мы приняли решение не удалять материал». Однако Роскомнадзор ответил редакции, что не удовлетворён и ждёт удаления скриншотов;
  • В июне прошлого года Роскомнадзором был установлен факт размещения сетевым изданием TIMEOUT.RU «материала, содержащего информацию порнографического характера. По мнению издания, материал соответствовал возрастной маркировке «16+». Однако федеральный закон №436-фз запрещает распространять среди детей информацию порнографического характера. В настоящий момент указанный материал на сайте издания недоступен».
    Скандальная статья была опубликована в октябре 2010 года. На сопровождающей ее фотографии запечатлены обнаженные мужчины и женщины в бумажных пакетах с прорезями для глаз на головах. Тогда редакция сочла, что все выглядит достаточно невинно. Так же как и текст, в котором люди задавали откровенные вопросы про свою сексуальную жизнь, а редакция так же откровенно на них отвечала. Идея состояла в том, чтобы помочь читателям преодолеть комплексы и говорить о своих проблемах открыто и без стеснения. Редакторы были уверены, что молодежь 16+ и не такое видела… Но оказалось иначе. Поэтому Time Out отретушировал заглавную фотографию, а материал, вызвавший нарекания, законопослушно удалил с сайта;
  • Сразу несколько изданий, Грани.ру, «Век», «ВК Пресс», «Ежедневная деловая газета РБК», ИнтерНовости.Ру, Лениздат.Ру, www.kurier-media.ru, «Ленинградское областное информационное агентство / ЛЕНОБЛИНФОРМ», «RB.ru (Russian Bisiness)», RuNews24.ru и «Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА»/ «Information – analytical portal RESPUBLIKA» получили предупреждения за публикацию карикатур французского издания Charlie Hebdo. Казахстанский портал «Республика», зарегистрированный на территории РФ, опубликовал открытое заявление о своем несогласии с действиями российского ведомства и указал на попытку давления на СМИ в связи с его оппозиционностью.

Продолжились бдения регулятора по отслеживанию ненормативной лексики в интернете и в этом году:

  • По результатам мониторинга в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 16 Управлениями Роскомнадзора по Владимирской, Воронежской, Липецкой, Тверской областям направлено 21 письмо об удалении либо редактировании комментариев, содержащих: признаки злоупотребления свободой массовой информации в части распространения материалов, содержащих нецензурную брань, в редакции изданий «Progorod33.ru « (1), «GOROD48.ru» (2), «Твое Информационное Агентство» («ТИА»)» (10), «TVERIGRAD.RU» (1) (всего 14 случаев); признаки злоупотребления свободой массовой информации с признаками экстремизма в редакцию издания «Твое Информационное Агентство» («ТИА») (всего 3 случая); признаки злоупотребления свободой массовой информации с признаками культа насилия и жестокости в редакцию издания «МОЁ! Online» (всего 2 случая); признаки злоупотребления свободой массовой информации с признаками пропаганды наркотиков в редакцию издания «Твое Информационное Агентство» («ТИА») ( всего 1 случай). Во всех случаях редакциями были оперативно выполнены требования Управлений;
  • Главный редактор телеканала «Гаманойд/Gamanoid» привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 13.21 КоАП РФ.
    Управлением Роскомнадзора по Центральному Федеральному округу по результатам проведения внепланового мероприятия государственного контроля было установлено, что на телеканале «Гаманойд/Gamanoid» были распространены материалы, содержащие нецензурную брань. В связи с этим в отношении главного редактора был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 13.21 КоАП РФ. Мировой судья 105 судебного участка района Сокольники города Москвы признал главного редактора телеканала «Гаманойд/Gamanoid» виновным в совершении вышеуказанного административного правонарушения с назначением административного наказания в виде штрафа.

Видимо, to be Continued. (мы ж ещё не рассказали о бдении РКНа над «персональными данными», а там — Клондайк!)

.

Читайте также:
«Метод» Роскомнадзора: превращение закона в беспредел
Война и мир: Как персональные данные вынудили Роскомнадзор самого себя проверять
«Бьют, не глядя»: Роскомнадзор всё чаще блокирует сайты полностью, а не отдельными страницами
В джазе только девушки, в Фейсбуке — только котики
РосКомСвобода получила уведомление от Роскомнадзора о внесении в реестр запрещенных сайтов

_____

rks-telegram2
Присоединяйтесь к нам в Telegram!

Яндекс.Метрика
Переключиться на старую версию