Киберправо: что это и где его изучить?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «РОСКОМСВОБОДА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «РОСКОМСВОБОДА». 18+
Спойлер: приходите в Школу киберправа!
7939caf0-4f88-4658-aefd-c63a5fb70399

1

Киберправо. Что это за право такое?

Киберправо — межотраслевая правовая дисциплина с элементами частного и публичного права. Она занимается отношениями субъектов (индивидов, компаний, государств) в киберпространстве (в цифровом виде, с использованием современных технологий и гаджетов). Еще иногда используют термин IT-право и Интернет-право.

2

Чем оно интересно?

На начало 2021 года число пользователей интернета составляло более 4,66 млрд. Это число ежегодно увеличивается на 7%. Соответственно, вопросы, связанные с киберпространством становятся всё актуальнее с каждым годом. 

 Киберправо — новая отрасль права, которая формируется на наших глазах. И хотя пока отечественная доктрина (правовая наука) не признаёт его как самостоятельную дисциплину, можно с уверенностью сказать, что это дело недалёкого будущего.

3

Цифровые права, про которые вы иногда рассказываете, из этой оперы?

Юридическая наука признает информационное право и цифровые права (свобода информации, приватность и другие права человека в цифровом пространстве). Киберправо — более широкая дефиниция, включающая и информационное право, и цифровые права.

Следует отметить, что в России ситуацию с понятийным аппаратом в отношении «цифрового права» ещё больше запутал законодатель при принятии поправок в ГК РФ, признав за цифровым правом узкий объём обязательственных прав в отношении цифровых финансовых активов и цифровых валют.

4

Что конкретно охватывает киберправо?

Киберправо находится на стыке международного частного права, уголовного, гражданского, наследственного и многих других отраслей. Оно охватывает, к примеру, порядок распространения в цифровом виде информации и ПО, многие аспекты интеллектуальной собственности, контрактов, юрисдикций, законов о защите данных, конфиденциальности и свободы выражения мнений, а также онлайн-безопасность и электронную коммерцию.

5

А имеющиеся законы не могут урегулировать интернет?

Классическое право не всегда может охватить специфику дел, связанных с интернетом. Возникает всё больше новый явлений, таких как цифровые двойники, метаданные, токены. К примеру, казалось бы, цифровые активы подпадают под понятие «иное имущество» из Гражданского кодекса, но на деле получилось, что порядок перехода прав на них иной. Как их, допустим, изымать, если нет физического места для их размещения? Для этого и нужны новые нормы.

 Или вот геймеры зарабатывают на видеоиграх. Но если их аккаунты блокируются, получается, у людей нет никакого права на эту собственность Поэтому здесь появилась новая модель — Play-to-earn с возможностью купли-продажи NFT-токенов, гарантирующих право человека на цифровой объект

 Ещё одна особенность киберправа — его экстерриториальность. Поскольку интернет охватывает весь мир, дела, связанные с ним, могут выходить за границы одного государства. Так, например, происходит с GDPR, действие которого распространяется на компании и за рамками Евросоюза, или DMCA, который будучи американским законом, регулирует порядок удаления контента крупнейшими технологическими компаниями.

 Кроме того, киберправо действует как щит над киберпространством от киберпреступлений.

6

К слову о киберпреступлениях. Государства создают различные киберподразделения. Это правильно?

Пожалуй, это неизбежно. Новые сущности требуют дополнительных сил. Вопрос только в том, как они будут работать. Например, «Роскомсвобода» постоянно говорит, что технологии двойного назначения вроде видеонаблюдения и распознавания лиц не должны использоваться без общественного консенсуса.

 Кстати, в том числе в связи с отдельно выделяемыми киберподразделениями (киберполицией, киберпрокуратурой и пр.) нужны и киберюристы, которые поймут все тонкости работы в Сети. Они будут наилучшим образом знать, как их клиенты смогут соблюсти законодательство в цифровом пространстве в зависимости от своей отрасли. Например, в организациях здравоохранения необходимы особые меры для соблюдения конфиденциальности данных пациентов. А по делам, связанным с совершением преступления с использованием интернета, понадобится киберадвокат, имеющий глубокое знание не только юриспруденции, но и самих цифровых технологий.

7

Где про киберправо можно побольше узнать?

В России пока таких мест немного. За рубежом чуть больше. Киберправо изучают как самостоятельную дисциплину и в Стэнфордском университете в США, и в Киберправовом университете в Индии.

В России магистерская программа есть в Высшей школе экономики и МГЮА. Однако обучение в течение нескольких лет подходит далеко не всем. Юристам с дипломом и опытом необходимы самые актуальные знания здесь и сейчас, чтобы немедленно применять полученные знания и помогать своим клиентам, а также закрывать потребности своих собственных интенсивно диджитализируемых компаний. Для таких людей и был создан пятидневный интенсив Школы киберправа.

8

То есть Школа киберправа больше подойдёт именно юристам?

Да, в первую очередь она, конечно же, практически полезна юристам. Причём как начинающим, так и опытным. Первым она поможет определиться в начале профессионального пути, вторым — узнать что-то новое. Сейчас бизнес-процессы в компаниях всё сильнее автоматизируются и оцифровываются (причем, как и в госорганах) и касаются всё большего числа людей, что, конечно же, добавляет юристам работы и требует от них специальных знаний о новых сущностях и умения использовать имеющиеся правовые механизмы в цифровой среде.

9

А что ещё там будет?

Интенсив состоит из семи модулей:

– регулирование инфопосредников и интернет-провайдеров;

– интеллектуальная собственность и домены;

– налоги и реклама;

– защита по уголовным делам и форензика;

приватность и безопасность;

– большие данные;

– криптовалюта и блокчейн.

10

Почему нужно идти именно в эту Школу?

Во-первых, она в своём роде уникальна. Во-вторых, повторимся, что она представляет собой интенсив, то есть погружение в тему происходит быстро, но при это достаточно глубоко — благодаря квалифицированным менторам и насыщенной программе. В-третьих, Школа хороша своей практикоориентированностью: на занятиях учащиеся вместе с ведущими действующими юристами анализируют реальные бизнес-кейсы и судебные дела. На это отводится около половины курса. 

Приходите, в общем. Скучно не будет!

Contacts

For general questions

[email protected]

For legal questions

[email protected]

Contacts for media:

Telegram: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.