1
Что случилось?
13 февраля Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) опубликовал постановление по первому делу о «ключах от Telegram» («Антон Подчасов против Российской Федерации»).
2
О чём это дело?
Напоминаем, в 2017 году в России оштрафовали компанию Telegram Messenger LLP на 800 тыс. руб. по инициативе ФСБ за то, что та отказалась передавать силовикам «ключи шифрования». Позже мессенджер и вовсе заблокировали на территории РФ.
После этого в рамках кампании «Битва за Telegram» российские пользователи при поддержке юристов «Роскомсвободы» обратились с коллективным иском, требуя признать истребование ключей для дешифровке незаконным, т.к. это нарушает право на тайну связи и переписки. Пройдя все инстанции вплоть до Верховного суда, они подали жалобы ЕСПЧ в 2019 году. В феврале 2024 году Суд вынес решение по одной из жалоб.
3
Чем важно это дело?
На примере этого дела Суд впервые рассмотрел регулирование end-to-end encryption и хранение данных пользователей интернет-сервисов и признал, что «пакет Яровой» угрожает безопасности всех интернет-пользователей.
4
Почему рассмотрели это дело, Россия же вышла из ЕСПЧ?
15 марта 2022 года Россия вышла из Совета Европы (СЕ). И да, это означает, что на страну перестала распространяться юрисдикция. Однако ЕСПЧ продолжил рассматривать дела о нарушениях, которые имели место до 15 марта. И Россия формально тоже обязана следовать своим международным обязательствам и исполнять решения ЕСПЧ по этим делам.
5
Власти вроде бы заявили, что не будут исполнять эти решения…
Да, более того, в июне 2022 года Президент РФ Владимир Путин даже подписал законы об установлении предельного срока исполнения в РФ постановлений ЕСПЧ. В частности, согласно этим законам, не подлежат исполнению решения, вынесенные Судом после 15 марта 2022 года.
6
Какой смысл тогда в решениях после ЕСПЧ 15 марта 2022 года?
Вынесенные решения всё равно остаются очень важными.
Во-первых, нужно фиксировать нарушения (при помощи ЕСПЧ в том числе), чтобы ни сейчас, ни в будущем у тех, кто вводит и исполняет нарушающие права человека законы, не было аргумента, что россиян всё устраивало и никто ни на что не жаловался.
Во-вторых, возможно, придёт время, когда все эти решения будут исполнены государством (прецедент возвращения страны в СЕ существует). Поэтому важно сохранить данные для истории в целях будущего пересмотра определённых правовых норм и практик.
7
А помимо сохранения на будущее есть что-то ещё?
Да. Решения ЕСПЧ формируют международную судебную практику и международные правовые стандарты. «Если это не поможет кому-то из нас в России, то поможет коллегам в других странах», — говорила ранее директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова в контексте другого дела — дела НКО-«иноагентов».
Что касается пользы конкретно для России, то решения Суда помогают выстроить для международного сообщества адекватную картину происходящего внутри страны и, например, предпринять меры воздействия на те коммерческие компании, которые способствуют нарушениям прав человека в отношении россиян.
8
Ну, допустим. Можно ли пока жаловаться в другие международные инстанции?
Хотя аналогов именно ЕСПЧ нет (это судебный механизм, считающийся наиболее эффективным средством защиты), другие структуры, пусть и работающие иначе, тоже могут помочь. Для России это прежде всего органы в системе ООН. Подробнее про это мы уже рассказывали тут.
Как отмечают юристы «Роскомсвободы», органы ООН в некоторых вопросах учитывают практику ЕСПЧ, поэтому позиция по делу Telegram может помочь тем, кто будет жаловаться на похожие нарушения в Комитет по правам человека ООН.