Министерством внутренних дел королевства Нидерланды разработан так называемый «закон о разведке и безопасности», немного напоминающий российский вариант закона о тотальной слежке.
Достаточно спорный закон, который существенно расширяет полномочия спецслужб, могут принять Нидерланды. По мнению властей, этой стране необходим контроль всего потока цифровых данных — от «кабелей» до мобильного трафика. Кабмин по предложению министра внутренних дел Пластерка и министра обороны Генниса решил представить в парламенте «модернизированный закон о службах разведки и безопасности», который предоставляет широкие полномочия департаментам Генеральной службы разведки и безопасности (AIVD) и Военной службы разведки и безопасности Нидерландов (MIVD). Предлагается обязать местных телеком-операторов хранить информацию о звонках и сообщениях пользователей в течение нескольких лет, предоставляя эти данные силовикам по их требованию. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что закон должен предостеречь террористическую угрозу, давая спецслужбам возможность анализировать сообщения, звонки и письма, отправленные электронной почтой, тем самым выявляя потенциально опасных для общества людей. Поиск будет осуществляться по ключевым словам, и, таким образом, отслеживание коснётся не только метаданных пользователей, но и самих сообщений.
Многих голландских правозащитников обеспокоила эта инициатива силовиков, поскольку речь может идти об отслеживании информации о людях, которые не знают об осуществлении наблюдения за собой, и при этом никаких преступлений они не совершили. Особенно тревожит спешка, с которой силовики королевства Нидерланды пытаются принять вышеупомянутый законопроект, настаивая на том, что террористическая угроза слишком высока и общество напугано ростом радикализма, проявляемого в последнее время в Европе. Также власти ссылаются на мнение ЕСПЧ, который якобы не нашёл разночтений выдвигаемой ими инициативы с законодательством ЕС.
В российских СМИ уже окрестили этот законопроект «нидерландским пакетом Яровой», поскольку он почти в точности повторяет некоторые его положения, в частности — обязанность хранить передаваемые данные в течение нескольких лет (в данный момент решается, какие данные и какой период времени будут храниться).
Перед тем, как он будет принят, закон пройдёт все этапы согласования, в том числе — в парламенте, самим кабинетом министров и независимой группой адвокатов, а также судебными органами страны. Кроме того, нидерландская пресса полагает, что лейбористская партия, всегда с сомнением относящаяся к подобным инициативам, вряд ли согласится с новым законопроектом, который фактически развяжет руки силовикам. Кроме того, не было услышано мнение специалистов в области современных технологий.
Стоит заметить, это уже не первый случай наступления на свободу интернета в Европе. Так, в Великобритании премьер-министром Терезой Мэй, которую иногда называют «британской Яровой», усиленно проталкивается свой закон о тотальной слежке, против которого местными активистами была начала кампания, призванная не дать властям законодательно закрепить инициативы Мэй. Также во Франции министром внутренних дел не раз высказывались пожелания дать доступ силовикам к переписке пользователей мессенджеров, но позже под давлением общественности и журналистов он несколько смягчил свою риторику. Парламент Германии, бундестаг, также принял закон о реформе контроля и полномочиях Федеральной разведывательной службы Германии (BND), который значительно расширит полномочия этого ведомства. Критики же считают, что «новый закон сделает легальным все то, что до этого было нелегальным». К сожалению, ущемление онлайн-прав становится неким трендом во всём мире, несмотря на то, что в этом году ООН фактически приравнял право на свободный интернет к основным правам человека.
.
Читайте также:
«Британская Яровая» поддержала инициативу о массовом сборе данных интернет-пользователей
?
Шифрование end-to-end — путь к джихаду. Глава МВД Франции призвал ограничить функционал криптомессенджеров
?
Бундестаг фактически узаконил в Германии интернет-слежку
?
ООН приняла расширенную резолюцию о праве на свободу высказываний в интернете
_____
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.