Как сообщает «Ъ», в 2023 году ВОИС приняла рекордное количество заявлений о разрешении доменных споров — 6192, что на 7,4% больше показателя прошлого года. Организация связала это, в частности, с ростом регистраций доменных имен и развитием киберсквоттинга (деятельности по регистрации доменов, содержащих названия торговых марок или созвучные им обозначения). ВОИС отметила резкий рост споров о доменах в национальной зоне .ai (Ангилья), популярность которой выросла в связи с совпадением кода страны с англоязычной аббревиатурой искусственного интеллекта (artificial intelligence).
Эта статистика, как отмечает французская компания IP Twins, «показывает только вершину айсберга киберсквоттинга». В случае с данными ВОИС речь идет только о заявлениях, рассматриваемых в рамках UDRP («Единой политики разрешения доменных споров») — арбитражной процедуры, распространяющейся только на домены в зонах gTLD (.com, .net, .org и т. д.) и некоторых национальных зонах.
Процедура UDRP не распространяется на домены в российских национальных зонах (.ru, .рф), а статистика ВОИС покрывает преимущественно домены в .com. Но в России активность в области доменных споров как минимум коррелирует с общим ростом деловой активности, отмечает адвокат Первой цифровой коллегии города Москвы Екатерина Абашина:
«Так как онлайн-каналы продаж обретают все большее значение, наблюдается и естественный рост количества споров».
К маю текущего года количество активных доменов на .ru превысило 5,6 млн, следует из данных сервиса statonline.ru. Около половины из них (2,6 млн) подключены к хостингу и, как правило, используются в работе веб-сайтов, еще 351 тыс. используются для перенаправления на другие интернет-ресурсы. В числе крупнейших российских администраторов доменов .ru, если не учитывать компании интернет-рынка,— Сбербанк (1,2 тыс. доменов), NF Group (723 домена), «Триколор» (652 домена).
Домены в российских национальных зонах могут быть разделегированы (то есть доступ к управлению запрещен регистратором), если они используются с нарушениями, а по некоторым основаниям — в том числе и во внесудебном порядке. Однако перечень таких оснований ограничен именно нарушениями правил зоны или закона. К последним, в частности, относится распространение вредоносного ПО и фишинг — и именно последний, по данным проекта «Доменный патруль» Координационного центра доменов .RU/.РФ, чаще всего становится причиной обращения к регистраторам.
При этом есть также проблема так называемого обратного киберсквоттинга, когда «находят популярные сайты, владельцы которых не имеют соответствующего зарегистрированного товарного знака, регистрируют такой знак на себя и предъявляют судебный иск к владельцу сайта», говорит ведущий специалист по товарным знакам компании «Онлайн Патент» Алина Сидорова. По ее словам, такие действия распространены на территории России, преимущественно — за счет действий патентных троллей: «Но иногда к ним прибегают и конкуренты конкретного бизнеса».
По данным сайта RDNH.com, отслеживающего рассмотрение споров по процедуре UDRP, в 2023 году ВОИС и другие уполномоченные арбитражные органы не допустили обратный захват 51 домена, преимущественно в зоне .com. Действия заявителей, обратившихся в упомянутые арбитражи, были признаны злонамеренными. При этом не все такие споры были инициированы именно патентными троллями.
У российского суда, по словам Алины Сидоровой, будут все основания вынести решение в пользу правообладателя товарного знака, «если товарный знак и доменное имя, во-первых, сходны до степени смешения, во-вторых, используются в отношении однородных товаров или услуг. После регистрации товарного знака только сам правообладатель может использовать его в доменном имени — это следует из вариантов использования товарных знаков, закрепленных в ст. 1484 ГК РФ.
При этом у некоторых компаний есть возможность оспорить регистрацию товарного знака, зарегистрированного с целью совершения обратного захвата доменов. Как объясняет Екатерина Абашина, для этого домен компании должен совпадать с ее фирменным наименованием (то есть названием по документам): «Это дает владельцу домена право оспорить регистрацию товарного знака в Палате по патентным спорам». В иске правообладателя могут отказать и в том случае, если ответчик долгое время добросовестно пользовался доменом для продвижения конкретных товаров и услуг:
«Но полностью изолировать себя от злоупотребления правами на товарные знаки, конечно, сложно».
Хоть судебная практика в России и совершенствуется, обратный захват доменов — это все еще большая и актуальная проблема, говорит доменный инвестор Павел Гросс-Днепров:
«Сложность еще и в том, что неудачная попытка не несет никаких рисков для атакующей стороны. Можно регистрировать товарные знаки пачками и подавать сотни исков — из расходов будут только пошлины».
Захват может происходить не только через товарный знак, но и когда компании не успевают продлить свои домены — такое встречается, в частности, в крупном бизнесе и госсекторе со сложными внутренними регламентами. В этом случае киберсквоттеры могут получить премиум-домен или домен с хорошим трафиком. По словам директора по продукту доменного бизнеса RU-CENTER Марины Брик, от такого целиком не застрахован никто, но уровень цифровой гигиены в бизнес-среде растет:
«Сегодня многие компании осознают ценность цифрового актива и усиливают собственные компетенции в сфере управления доменами. Однако случаи потери доменных имен до сих пор возникают: это могут быть как обычные, так и премиальные домены, а наибольшие риски остаются для владельцев сайтов с высоким трафиком».
При этом право администрирования интересующего домена можно и выкупить, в том числе у администратора, изначально не заинтересованного в сделке — на этом специализируются доменные брокеры. В регистраторе RU-CENTER, оказывающем такие услуги, отметили, что к такой процедуре приступают в том числе в порядке срочной необходимости:
«Нередки случаи, когда домен выкупался уже после анонсирования нового бренда, и тогда его цена возрастала до нескольких миллионов, а иногда и десятков миллионов рублей».
Существуют и другие случаи, когда клиенты прибегают к услугам брокера, например при необходимости удостовериться в правильности процедуры, добавили в компании.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.