Продолжающийся глобальный кризис на фоне пандемии продемонстрировал риски систем цифровой идентификации со сбором биометрических данных, сведений медицинских карт и другой конфиденциальной информации.
COVID-19 усилил существующее неравенство в сообществах, пишет международная организация по защите пав человека в цифровой среде Access Now. Многие люди, которые сильнее всего нуждаются в помощи (малообеспеченные семьи, беженцы), сталкиваются с еще большими препятствиями, когда получение этой помощи зависит от наличия конкретного цифрового удостоверения личности.
Например, в Венесуэле правительство Мадуро сделало наличие «карты Отечества» обязательным условием для получения государственных пособий. Эта карта собирает всё, от истории болезни и документов на собственность до политической принадлежности и истории голосования. Многие выражали озабоченность работой этой системы и тем, что ее используют для распределения ресурсов людям, которые демонстрирует лояльность режиму Мадуро.
Любая национальная система цифровой идентификации должна быть одновременно справедливой и доступной, никого не лишающей помощи ни преднамеренно, ни в результате обременительных правил.
Недавно премьер-министр Ямайки призвал правительство продвигать реализацию спорной программы цифровой идентификации в ответ на COVID-19, говоря, что «мы не можем тратить кризис впустую». Но только в прошлом году Верховный суд Ямайки отменил закон о новом удостоверении личности, решив, что объем собираемых данных, включая биометрические, нарушает право на неприкосновенность частной жизни.
Защита права на неприкосновенность частной жизни – существенный компонент любого ответа на COVID-19, и правительствам не следует использовать кризис для ускоренного внедрения программ цифровой идентификации, особенно если речь идет о биометрических данных и другой очень чувствительной личной информации.
Также произошло много случаев утечек и нарушений по всему миру. К примеру, в Гондурасе личная информация лиц, инфицированных вирусом, была раскрыта из-за неумелого управления правительства внутренним отчетом. Риск такого рода возрастает при централизованной системе цифровой идентификации.
Кризис не следует использовать для создания долгосрочных режимов наблюдения, а экосистемы цифровой идентификации должны быть разработаны таким образом, чтобы не расширять границы того, какие данные собираются и как используются. Подобная практика ведет к созданию гигантских, но хрупких систем с неадекватной защитой прав человека.
Системы цифровой идентификации ни в коем случае не следует рассматривать как панацею при решении сложных вопросов. Проблемы, с которыми мы все сталкиваемся в рамках борьбы с COVID-19, делают это еще более очевидным. Крайне важно, чтобы правительства, финансирующие организации и другие заинтересованные стороны сначала задали вопрос #WhyID, внимательно изучив, будет ли этот инструмент отвечать потребностям тех, кто наиболее подвержен риску. И если да, надо выстраивать системы на прочном фундаменте защиты прав человека.
***
Напоминаем, «Роскомсвобода» совместно с белорусской правозащитной организацией Human Constanta запустила интерактивную карту Pandemic Big Brother, на которой отображаются страны и случаи нарушения цифровых прав граждан в них – введение слежки, цензуры, контроля за коммуникациями и т.д. Мы настаиваем на недопустимости ограничений (в критических ситуациях) тех или иных прав граждан при отсутствии чёткого регламента и соответствующего законодательства, а также без обеспечения общественного контроля, прозрачности и безопасности для пользователей. На текущий момент партнёрами проекта стали: Article 19 (Великобритания), «Агора» (Россия), Access Now (США), Internet Freedom (Казахстан), «Гражданские Инициативы Интернет Политики» (Кыргызстан), “інтернет свобода” (Украина), eQualitie (Канада).
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.