Накануне осенних выборов Мэра Москвы в столице запланирован ряд технологических нововведений. В частности, в системе наблюдения за дистанционным электронным голосованием (ДЭГ). Также на фоне доступности распространения ДЭГ, рассматривается вопрос о сокращении избирательных участков, сообщает «Ъ».
В Центризбиркоме на совещании с сенаторами зампред ЦИКа Николай Булаев рассказал о важности использования системы видеонаблюдения, которая теперь доступна только на закрытом портале, но обходится она бюджету гораздо дешевле старой. Контракт на неё был заключен с «Ростелекомом».
«Сумма контракта, по сравнению с 2012 годом, уменьшилась в шесть раз, а объем видеонаблюдения практически не уменьшился. То есть ЦИК сэкономил порядка 10 млрд рублей», – заявил Булаев.
Чиновник также добавил, что москвичи смогут голосовать при помощи электронного терминала. Таким образом избиратели могут отдавать свой голос, не прибегая к помощи члена избиркома. А итоги голосования будут сразу отправляться в систему электронного голосования.
Говорили чиновники и о цифровой системе проверки подписей избирателей. Система используется уже во всех регионах России. Она способна распознавать паспортные данные и оперативно сверять их с базой, а также распознавать подписи людей с очень похожим почерком. К выборам систему планируют доработать: обучить нейросеть распознавать печатные буквы, которые трудно поддаются анализу.
Еще одним новшеством для избирателей будет система подсчета голосов в блокчейне. В прошлом году такое нововведение уже использовали «Единая Россия» и партия «Новые люди». Также из-за увеличения цифровизации на выборах, в ЦИК предложили закрыть некоторые избирательные участки.
«Есть школы, в которых по 5–6–8 избирательных участков. Какой смысл восемь избирательных комиссий держать, когда можно все соединить до разумного предела, не ухудшая доступность для избирателя, разумным образом относиться к использованию бюджетных денег?» – посетовал Булаев.
Уже сообщается о сокращении количества избиркомов в Москве. Одним из поводов считают нехватку комплексов обработки избирательных бюллетеней, на что ранее жаловалась председатель ЦИК России Элла Памфилова.
Исполнительный директор «Общества защиты интернета» Михаил Климарёв о нововведениях на московских выборах высказался весьма скептически:
«В общем, не знаю что комментировать. Цитата: "в столице на фоне роста популярности ДЭГ обсуждается уменьшение числа обычных избирательных участков", - это так мило. Хочется продолжить: "а зачем вообще вам на выборы ходить? Мы сами за вас в ДЭГ проголосуем". И добавить картинку про двоих из ларца, одинаковых с лица».
Блогер и IT-специалист Илья Вайцман отмечает, что система становится полностью закрытой от общественного контроля. «То есть она и раньше прозрачностью не страдала, но теперь нет даже теоретической возможности проверки правильности подсчета голосов», – рассуждает он:
«Модное слово «блокчейн» предполагает, теоретически, невозможность корректировки уже записанных данных. Но откуда, например, следует, что они исходно записываются правильно, а не так, как надо владельцам системы? Ниоткуда.
В том-то и смысл бумажных бюллетеней, что они гарантируют (при исключении вбросов и «каруселей») создание корректного и проверяемого первичного массива данных. А тут... «Нажми на кнопку и иди отсюда!», как твой «голос» посчитали, тому ли кандидату «плюсик» ушел, нет ли в системе личного состава соседнего кладбища — непроверяемо».
«„Выборы“ в такой системе — это даже не игра в карты с шулерами, это «наперстки» заведомо без шарика», – подытоживает Вайцман.
В ноябре прошлого года движение «Голос» опубликовало доклад, посвященный прошедшим муниципальным выборам в Москве. Помимо информации о масштабных фальсификациях, в докладе говорилось о впервые внедренном электронном списке избирателей, который работал с перебоями, а также про результаты электронного голосования, которые оказались крайне непрозрачными.
Система ДЭГ не раз критиковалась экспертами ввиду своей закрытости и неподотчётности для наблюдателей за выборами, а также кандидатов.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.