12 февраля стало известно о том, что со стороны АЗАПИ (некоммерческое партнёрство «Ассоциация по защите авторских прав в Интернете») разработан текст законопроекта, вводящего административную ответственность за «рекламу, пропаганду или иному призывы к использованию специальных технических средств и способов, позволяющих получить беспрепятственный доступ» к заблокированным интернет-ресурсам.
Штрафы АЗАПИ предлагает такие:
— на граждан в размере 10-50 тыс. руб.;
— на должностных лиц – 50-100 тыс.руб.;
— на юридических лиц – 100-300 тыс.руб.
Как утверждает АЗАПИ, данный текст получил одобрение в рабочей группе при Роскомнадзоре. Данная организация, почему-то считая надзорное ведомство субъектом законодательной инициативы, передаст проект закона руководству РКН для внесения на рассмотрение в Госдуму РФ.
Конечно, текст предлагаемого закона не вмещается в рамки конституционных норм и в принципе разумного отношения к окружающей действительности.
Ведь по сути — это предложение запретить упоминать современные технологии информационного пространства: VPN, прокси-сервера, различные сетевые продукты, такие как Tor и i2p, плагины ко всем популярным браузерам, да даже встроенные в сами браузеры режимы «турбо» и т.д.
Только на днях мы все вместе с вами ощутили шок от абсурдного решения регионального суда, основанного на позиции местного прокурора, о том, что такого рода информация является запрещенной к распространению в России, теперь же это хотят оформить в виде закона.
Приведем высказывание со стороны исполнительного директора «Ассоциации интернет-издателей» Владимира Харитонова, который в доступных терминах описал данную ситуацию с запрещением говорить о технологиях в любом контексте:
«Собственно, в этой истории меня больше всего интересует генеалогия зла. С реальными перспективами этого законопроекта более или менее понятно.
1) Он вряд ли будет одобрен Минсвязью, в котором работают значительно более вменяемые люди, чем в Роскомнадзоре, а значит выхлоп будет только по части пиара.
2) Если всё-таки пройдет, то ненулевая вероятность, что завернут где-нибудь по дороге, и опять же — пиар, но громче и чуть более вонючий.
3) Если законопроект всё-таки станет законом, то использовать его будут избирательно, по преимуществу не про пиратов, а про политику. И на всех этих развилках, конечно, нужно будет всем кричать погромче, потому что… ну, идиотизм же, к тому же нисколько не полезный для бедных авторов, но приятный для тупой и злобной серости.
При этом и с обходом блокировок ничего не изменится, и информация об этом будет распространяться, как и всякая информация, то есть как угодно, например так: «ни за что не используйте анонимайзеры, прокси-серверы, Tor и VPN». Или так: «А вам помогает в жизни горячая точка?» Или: «Вы экономите трафик при пользовании браузером Chrome?» Или: «Защитите нашим сервисом VPN свой трафик от прослушивания Агентством национальной безопасности США!» Если же всё пойдёт так, как пошло с законом о наркотиках, в котором реклама толкуется как информирование, то выйдет ещё смешнее, поскольку, к примеру, VPN — одна из ключевых интернет-технологий, без которой не работают большие компании и банки. «Не рассказывать» о VPN будет означать «не рассказывать» об интернете вообще. Ну, то есть, как обычно — «жопа есть, а слова нет».
Поэтому всё это скучновато. А интересна та легкость и непринужденность, с которой вроде бы заботящейся о справедливости (хоть и о превратно понятной, но всё же) Максим Рябыко (автор рассматриваемого законопроекта) перешёл на темную сторону. Что или кто сподвигли его на это? Благие намерения? Недостаточная компетентность в интернет-технологиях? Не оказалось рядом экспертов? Или, напротив, рядом оказались добрые люди в погонах?
Интригует механика зла».
К сожалению, именно агрессивно настроенные к сетевому пространству правообладатели зачастую продвигают регрессивные и репрессивные нормы, как к самим инновационным технологиям, так и к взаимодействию людей в информационном поле.
И, что печально, это не только российская практика.
.
«Вы такие предсказуемые, господа лоббисты-копирасты. Ничего же умнее придумать не можете. Ну давайте, описывайте пропаганду, а мы же будем тем временем заниматься не пропагандой использования специальных технических средств и способов, позволяющих получить беспрепятственный доступ к включенным в реестр сайтам, а обучающей деятельностью по шифрованию и восстановлению доступа к незапрещеной законом информации. И не забывайте, это ведь совершенно разные вещи».
Саркис Дарбинян, руководитель юридической службы «РосКомСвободы»
.
.
UPD.
На самом деле Роскомнадзор не поддерживал данное предложение АЗАПИ о штрафах за информацию по обходу блокировок
«Коллеги из АЗАПИ в пятницу выдали желаемое за действительное. Тема обсуждается в рамках рабочей группы сообщества правообладателей, которая трудится на площадке Роскомнадзора. С предложением АЗАПИ мы знакомы, но говорить о нём в практической плоскости как минимум преждевременно».
Вадим Ампелонский, пресс-секретарь Роскомнадзора
Из сообщения АЗАПИ убрана соответствующая информация.
Зачем, интересно, @NewsAZAPI понадобилось в грязь лезть? Пионеры, что ли? Или попросили проверить общ. мнение?https://t.co/dMK3mkzCRt
— Vladimir Kharitonov (@v_x) February 15, 2016
_____
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.