Во многих СМИ в первые дни августа прошли публикации о вступлении в силу «закона о блогерах» и о первых зарегистрированных в специальном реестре. Ссылаясь на информацию из Роскомнадзора, сообщали о поступлении инициативных заявок от «блогеров»: «Типичный Екатеринбург» в сети «ВКонтакте», министра связи РФ Никифорова, Германа Клименко (известного по проекту LiveInternet) и от некоторых других российских интернет-пользователей.
Казалось бы, в чём могут быть сомнения, когда в качестве источника информации названо само ведомство, ведущее реестр блогеров, Роскомнадзор, а новостное сообщение появилось на ленте новостей ИТАР-ТАСС? Простое человеческое любопытство подтолкнуло посетить сайт 97-fz.rkn.gov.ru и посмотреть этот реестр самому.
Сразу скажу: не смог убедиться в наличии в этом реестре сведений о регистрации, например, руководителя Министерства связи и массовых коммуникаций. Найти twitter-аккаунт Никифорова не трудно, но обе попытки воспользоваться эти «знанием» были неудачными (скриншоты ниже).
Защитный код вводил оба раза, ошибиться ввиду его несложности — трудно. Что я делаю не так?
«Регистрацию в качестве блогеров прошли актриса Мария Кожевникова, заявившая аккаунты сразу в трех соцсетях, интернет-деятель Герман Клименко, гендиректор телеканала Life News Ашот Габрелянов. Кроме того, свои страницы в Twitter и Instagram зарегистрировал как блоги министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров«, — сообщал 1-го августа ИТАР-ТАСС. Сегодня уже 4-е, а реестр, похоже, до сих пор не работает. Кроме этого, хотелось бы полного выполнения законов всеми участниками, поэтому ниже несколько вопросов и замечаний.
Принимается закон, плохой или хороший, но очень часто ведомства, ответственные за его исполнение, не могут всё сделать вовремя. Или реализуют его по-своему. Вот, например, реестр блогеров: зачем при его просмотре я должен вводить некий защитный код? Кем-то придуманная глупость, создающая трудности на пустом месте.
Хм, читают мысли: страница доступа к сведениям из реестра, буквально за полчаса, изменилась (первые два скриншота были сделаны примерно в 8:50 мск, а скриншоты ниже — в 9:10 и в 9:15):
О чём это говорит? Ну, во-первых, программисты в Роскомнадзоре с самого начала рабочего дня бросились «творить», во-вторых, налицо отсутствие тех.задания как такового. Не удивлюсь, что через некоторое время мы с вами увидим ещё какую-нибудь версию веб-страницы 97-fz.rkn.gov.ru/organizer-dissemination/viewregistry. Третье — несмотря на изменения, по-прежнему главный функционал так и не выполняется — запись в реестре не найдена, хотя суслик информация там уже есть, мы же не может не верить пресс-секретарю РКН и ИТАР-ТАСС.
Посмотрим что ещё не так. Сравним стартовые страницы в Twitter Германа Клименко (twitter.com/germanklimenko) и Николая Никифорова (twitter.com/nnikiforov) с точки зрения требований «закона о блогерах».
На сайте Роскомнадзора нам вкратце напоминают о «правах и обязанностях» (о правах чуть позже, сначала прочитаем обязанности) зарегистрированного блогера:
Во-первых, счётчик на странице в Twitter, зарегистрированной на Германа Клименко, показывает менее 3 тысяч читателей, владелец указал для контактов страницу в Facebook. То есть по логике закона, «юридически значимые сообщения» от Роскомнадзора будут адресованы/изложены на facebook.com/german.klimenko?
Второй блогер, зарегистрированный в Twitter как Nicolay Nikiforov, в настоящее время похоже нарушает этот закон: «фамилия и инициалы» (надо полагать они должны быть такие же «как в паспорте» блогера?), в качестве адреса указан сайт Минкомсвязи (пишите «на деревню дедушке»?). Налицо несоответствие: личная, вроде бы, страница и сайт организации/юридического лица. Кроме этого, министру теперь предстоит как блогеру следить за всем публикуемым на его странице/сайте содержимым («памятка» выше). И за ссылками тоже, вдруг это будет ресурс, нарушающий российское законодательство.
После прочтения обязанностей (97-fz.rkn.gov.ru/website-owner) можно узнать, что у блогера есть и права:
Добавлена информация о «правах», видимо, чтобы как-то уравновесить многочисленные «обязан» и «должен». Только вот, по моему, юридический казус: перечисленные права никакого отношения к данному закону не имеют, существовали они ранее и без него — «о свободе получения информации», «о свободе голоса» и т.п. И уж совсем непонятно появления последнего абзаца про «злоупотребление правом»…
Странная история с регистрацией первого официального блогера (А-001-97-BLG): появилась информация, что заявка была подана как раз какими-то неизвестными гражданами, а не администрацией ресурса «Типичный Екатеринбург». У меня нет регистрации «ВКонтакте», поэтому скриншот привести не могу (есть ещё информация, что сообщение об этом появилось, а потом было удалено).
Источник: NAG.ru
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.