29 September 2016

Роскомнадзор поддержал жёсткое регулирование онлайн-кинотеатров

Надзорным ведомством одобрен законопроект, ограничивающий иностранное участие в онлайн-кинотеатрах до 20%, причём под угрозой окажутся видеосервисы Яндекса и Mail.ru.

Готовящийся участниками медиаотрасли законопроект вводит понятие «организатор аудиовизуального сервиса». Под это определение подпадают онлайн-площадки, предоставляющие за плату или с условием просмотра рекламы аудиовизуальный контент (OTT-сервисы). Еще одним важным критерием является аудитория такого сервиса — 100 тыс. и 20 тыс. в течение месяца для территории России и отдельно взятого субъекта Федерации соответственно. Также среди требований к вышеупомянутым сервисам — запрет на трансляцию политической рекламы, который некоторые эксперты считают ничем иным, как окончательным выдавливанием оппозиции из медиапространства.

Роскомнадзор уже одобрил выдвигаемый Медиакоммуникационным союзом (МКС) законопроект, согласно которому к полномочиям регулятора также прибавляется создание нового реестра, куда им будут вноситься онлайн-кинотеатры. Получив уведомления из ведомства, компания обязана предоставить необходимые документы в течение двух месяцев. В беседе с «Газетой.Ru» пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский выразил мнение, что стремительно развивающаяся в Рунете OTT-отрасль требует государственного контроля:

«Телесмотрение в России развивается, современные сервисы начинают играть роль традиционных СМИ, в связи с чем законодательное регулирование указанной сферы вполне оправдано».

.

Представитель ведомства указывает, что задачами законопроекта прежде всего является установление единых условий и равных возможностей для игроков данного рынка.

В пресс-службе «Ростелекома» рассказали, что компания поддерживает необходимость включения ОТТ-сервисов в российское правовое поле. «В настоящее время аудитория и востребованность онлайн-кинотеатров стремительно растут, но они находятся как бы в серой зоне», — отметил руководитель направления департамента внешних коммуникаций «Ростелекома» Валерий Костарев. Он обратил внимания, что оператор сам занимается развитием ОТТ-сервисов, например видеопортала и ТВ-приставки «Интерактивное ТВ 2.0».

Не все игроки рынка позитивно встретили новость о готовящемся законопроекте. Неодобрение вызвала норма об ограничении доли иностранного участия до 20%. Подобное с недавних пор предусмотрено законом в отношении СМИ. Авторы документа и не скрывают, что ОТТ-сервисы стали частью медиарынка, сопоставимой с прессой, ТВ, радио и интернет-изданиями, и в своих законотворческих амбициях ссылаются на «западный опыт», согласно которому в США, где лица, являющиеся гражданами другого государства, могут контролировать не более 25% долей (акций) американских телевизионных каналов и радиостанций. Во Франции участие иностранных (не из стран Европейского союза) физических или юридических лиц в акционерном капитале телекомпаний ограничено 20%, в Австралии ограничения на иностранные инвестиции вещателей установлены на уровне 20%, в Индонезии и Канаде — 20%, в Испании — 25%. Тогда возникает вопрос относительно входящей в МКС и с 1998 года вещающей на Россию компании Discovery Communications — как она собирается ограничивать «иностранный капитал», если такое пристальное внимание приковано к другому американскому медиа-сервису Netflix? Или в данном случае мы опять видим очередную манипуляцию с поверхностным трактованием заграничных законодательных норм?

Как мы уже писали ранее, Экспертный совет при Правительстве РФ раскритиковал законопроект МКС по регулированию Рунета, и, в частности, критика коснулась и требования об ограничении иностранного участия. По мнению экспертов, это заставит транснациональные компании свернуть свою деятельность в России и перенести размещенные сегодня на территории Российской Федерации серверы за ее пределы.

Вопрос о регулировании видеосервисов обострился после прихода американского Netflix в Россию в начале 2016 из-за возмущения российских предпринимателей, которые потребовали ограничить работу иностранной компании. Тогда же стало известно, что МКС выступил инициатором подготовки будущего законодательства. О введении онлайн-площадок в российское правовое поле еще зимой говорил и руководитель Роскомнадзора Александр Жаров.

Тогда аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян в беседе с «Газетой.ru» обратил внимание, что отечественные сервисы «не в восторге» от подобных вещей, поскольку, в случае если в отношении этого рынка будет введено какое-либо регулирование, это может ударить и по российским компаниям.

МКС, по словам Ампелонского, все же удалось обеспечить баланс интересов участников рынка, государства и потребителей медиаконтента (хотя сами участники рынка отрицают своё участие в разработке законопроекта):

«Проект прошел всестороннее обсуждение со всеми заинтересованными участниками. Эта работа длилась более полугода в открытом режиме. Отличия финальной версии от первоначальной более чем существенные».

.

На самом деле, законопроект подвергся совершенно незначительным правкам, согласно которым освобождены от государственного OTT-регулирования только социальные сети и поисковики. Но неприятные сюрпризы для российских сервисов на этом всё равно не закончились, поскольку ограничение распространяется только на поисковики, которые ищут видеоролики по запросу пользователей, но не транслируют их прямо в поисковой выдаче, а лишь дают ссылку на сторонний сайт. Зато, например, на сайтах Яндекса и Mail.ru есть специальные разделы – «Яндекс.Видео» и «Афиша.Mail.ru». В них пользователь может по своему запросу найти фильм или видеоролик и посмотреть его прямо на сайте раздела, не переходя на сайт-источник. При этом видеосервис Google под новое регулирование не попадет, так как дает лишь ссылки на сайты с опубликованным видео, а Яндекс и Mail.ru как раз становятся новым объектом внимания Роскомнадзора.

Юристы «Яндекса», проанализировавшие текст проекта по просьбе «Ведомостей», пришли к выводу, что он распространяется на видеосервисы поисковиков. «Законопроект МКС приравнивает поисковые системы, которые предлагают пользователям просматривать видеоконтент в поисковой выдаче, к аудиовизульным сервисам, возлагая на них те же обязанности и предъявляя те же требования – например, по премодерации контента и ограничению иностранного владения», говорит представитель «Яндекса» Владимир Исаев. Это абсурдно, поскольку поисковики не являются распространителями информации, и это неоднократно подтверждали суды. В поисковых результатах видео всегда воспроизводится с сайта-источника, к которому сами поисковые системы никакого отношения не имеют и не могут оценивать контент на соответствие российским законам, считает он. Ограничение доли иностранного участия тоже вызывает у Исаева удивление, и эту меру он считает абсурдной. Многие из российских интернет-компаний формально принадлежат иностранным компаниям, и необходимость реструктуризации собственников может привести к их уходу с российского рынка (о чём, как вы помните, предупреждал и Экспертный совет при правительстве РФ).

Ну и, конечно, весьма странно, что при разработке законопроекта МКС не привлёк представителей онлайн-кинотеатров и подпадающих под это определение отраслей к обсуждению разработанного ими документа. Лоббирование собственных интересов, а не желание подогнать под стандарты российского законодательства видится в этой инициативе, что не может не вызывать беспокойство, особенно после столь быстрого одобрения Роскомнадзора.

.

Читайте также:

Медиакоммуникационный союз опасается, что онлайн-кинотеатры могут стать политическим «рупором оппозиции»
🔓
Экспертный совет при Правительстве РФ раскритиковал законопроект Медиакоммуникационного союза по регулированию Рунета
🔓
Медиакоммуникационный союз готовит агрессивное законодательное удушение интернет-сервисов и свободы слова
🔓
Медиалоббисты не отказались от идеи законодательно задавить онлайн-кинотеатры, приравняв их к СМИ

_____

Contacts

For general questions

[email protected]

For legal questions

[email protected]

Contacts for media:

Telegram: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.