28 июля стало известно, что Наримановским судом Астраханской области еще в феврале этого года было вынесено решение о признании статьи 2013 года «Что такое биткоины и кому они нужны?» на портале «Цукерберг позвонит» информацией, запрещенной к распространению в России.
Истец, зампрокурора Наримановского района Астраханской области, заявил, что статья содержит информацию о легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.
Представитель издания, Владислав Цыплухин, на своей странице Facebook заявил:
«Согласно редакционной политике «Цукерберг позвонит», которую мы принимали коллективно, на площадке строго запрещены любые политически темы за исключением случаев, когда чиновники говорят об отрасли или принимаются законы, которые напрямую влияют на бизнес – ни Крыма, ни Навального, ни Киселёва. Это решение было связано не столько с возможными рисками, сколько желанием иметь чёткое позиционирование для читателей.
Когда мы эти риски оценивали, у нас не было никаких сомнений в том, что главный кандидат на попадание в реестр – TJournal. И он туда уже попадал – мы не испытывали какого-либо дискомфорта, закрывая читателям из России статьи про наркотики.
Но вот астраханский суд неожиданно постановил удалить статью «Цукерберг позвонит» 2013 года с элементарным описанием принципов работы биткоинов. Потому что через неё люди якобы могут научиться отмывать деньги. Роскомнадзор в ответ направил им своё письмо с просьбой обосновать свою позицию – мол, это же просто информационная статья. На что астраханский суд заявил, что не обязан давать пояснения: «Решение суда не содержит каких-либо неясностей для его разъяснения».
Мы ещё не обсуждали этот вопрос коллективно, но я буду отстаивать позицию, что мы не должны ничего удалять. Пускай закрывают сайт, а потом объяснят 1,8 млн читателям и всей отрасли, что происходит«.
На текущий момент ссылка на запрещенную статью находится в закрытой части реестра запрещенных сайтов и не выгружается операторам связи для блокировки. Если редакция портала не удалит данный материал или иным образом сама не ограничит доступ к нему российским пользователям, то рискует уже в ближайшие дни попасть под блокировку, в т.ч. по всему доменному имени и IP-адресу.
Тем не менее, это не означает, что нахождение под блокировкой существенно влияет на посещаемость самого портала. Как правило, сначала даже происходит рост посещений в соответствии с т.н. «эффектом Стрейзанд», потом трафик может немного просесть, но, если сам портал активно ведет свои группы в социальных сетях, объясняет своим пользователям с помощью каких инструментов можно восстановить доступ к информации, а также предпринимает дополнительные технические меры (создание зеркал, облачные технологии и т.п.), то падение посещаемости на заблокированный интернет-ресурс практически не проявляется.
Также напомним, что в начале этого года стало известно о вынесенном еще осенью прошлого года решении Невьянского городского суда Свердловской области о запрете публиковать информацию о биткоин, размещенную на 7 интернет-ресурсах, посвященных новостной тематике в отношении криптовалют.
Позже ряд запрещенных этим решением биткоин-порталов успешно обжаловали это решение 15 мая на заседании Свердловского областного суда, который признанал незаконным решение Невьянского городского суда о блокировке сайтов с информацией о криптовалютах и признании такой информации запрещенной на территории Российской Федерации.
Отметим, что в России на государственном уровне еще не выработана политика в отношении функционирования криптовалют и не приняты законодательные акты по ее регулированию. Есть ряд разнонаправленных векторов высказываний должностных лиц в отношении биткоин, но на текущий момент ясно одно, что прямого запрета в законодательстве РФ распространения криптовалют, а тем более публикации информационных материалов по этой области знаний — нет.
@yakovmanshin pic.twitter.com/aKLahcaLlD
— Стартапы и бизнес (@morketolog) July 28, 2015
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.