Парламент КНР принял в третьем чтении закон, предполагающий хранение персональных данных китайцев на территории страны. Новые нормы также позволяют замораживать счета иностранных граждан и организаций.
Документ предполагает усиление защиты данных пользователей от хакеров и продавцов данных, но при этом повышает полномочия правительства в отношении доступа, получения и распространения информации. Согласно проекту закона, интернет-провайдеры услуг должны хранить данные, собранные в Китае, на территории страны, а данные, хранящиеся за рубежом для деловых целей, должны быть одобрены правительством. Сетевое оборудование также должно быть одобрено по стандартам тестирования, выпущенным властями Китая. Новопринятой закон также предоставляет возможность госорганам замораживать счета иностранных граждан и организаций, которые подозреваются в саботаже государственной информационной инфраструктуры Китая.
Иностранный бизнес, как пишут западные СМИ, видит в этом не что иное, как усиление цензуры, а также административное выдавливание некитайских компаний с рынка КНР. Мировые технокомпании, в частности, гиганты Силиконовой долины высказывания обеспокоенность тем, что закон также направлен на защиту внутреннего IT-сектора Китая. По их мнению, новые правила отбивают желание китайских покупателей приобретать иностранную продукцию.
Джеймс Циммерман, председатель Американской торговой палаты в Китае, назвал положения закона «расплывчатыми, неоднозначными, предполагающими слишком широкое толкование со стороны регулирующих органов».
Осуществляющая мониторинг, расследование и документирование нарушений прав человека в мире неправительственная организация «Human Rights Watch» (HRW) считает некоторые элементы закона, касающиеся введения уголовной ответственности за использование интернета в неподобающих по мнению правительства целях, направленными на ещё большее ограничение онлайн-свобод. В электронном письме агентству Reuters директор китайского отделения HRW Софи Ричардсон отметила нежелание китайских властей учитывать мнение международного сообщества — от корпораций до правозащитников, которые уже больше года предостерегали от принятия столь жёстких законодательных норм относительно интернета. По мнению госпожи Ричардсон, китайские власти не сделали никаких существенных изменений в продвигаемом законе «о кибербезопасности», упрямо двигая вперёд репрессивное законодательство.
Председатель координационного бюро по вопросам интернета КНР Чжао Цзелян, ранее консультировавший российских адептов введения цензуры «китайского типа» в России, в свою очередь, сообщил журналистам, что каждая статья в законе соответствует правилам международной торговли, а также заверил — Китай не будет закрывать двери перед иностранными компаниями. «Почему-то многие считают такое понятие, как «безопасный и независимый контроль» признаком протекционизма в торговле. Это всё из области недоразумений, своего рода предрассудков», — сказал он.
Принятие закона происходит на фоне инициируемого председателем КНР Си Цзиньпином широкого подавления оппозиционных настроений в гражданском обществе, в том числе давления на правозащитников и СМИ, сообщающих о гонениях на свободу слова и инакомыслие. В прошлом году Пекин принял радикальный закон о национальной безопасности, направленный на перевод всех ключевых сетевых инфраструктур и информационных систем под управление государства. И «закручивание гаек» относительно интернета, по мнению западных экспертов, а также китайских правозащитников и представителей СМИ, будет только усиливаться. Правда, достижения современных технологий не дают на все сто процентов замкнуть интернет Поднебесной в самом себе, поскольку уже известно об использовании более, чем десятью миллионами китайцев (из семисот миллионов использующих интернет по всей в стране) запрещённого на территории КНР Twitter в обход «Великого китайского файрвола». Для этого жители КНР используют, как правило, анонимайзеры, Tor и VPN.
.
Читайте также:
Китай вводит закон о кибербезопасности с воздействием на иностранцев
?
Министр связи считает, что России нужно бороться с «внешним деструктивным воздействием» на Рунет
?
Трэш Наш! Итоги Форума Без Интернета в реакции соцсетей
?
Китай усиленно работает над заменой интернета внутренней сетью
?
Наличие 10 миллионов китайских пользователей в Twitter доказывает: любые блокировки бессмысленны
_____
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.