13 February 2015

Есть ли в России запрос на интернет-цензуру? Неоднозначные результаты исследования

 Центр глобальных исследований коммуникаций (The Center for Global Communication Studies (CGCS)) опубликовал исследование, проведенное Университетом штата Огайо совестно с Пенсильванским Университетом при участии ВЦИОМ под наименованием «Benchmarking Public Demand: Russia’s Appetite for Internet Control», что в вольном переводе — «Исследование российского запроса на контроль за интернет-пространством» или проще говоря, как российские граждане относятся к государственной интернет-цензуре. Также исследовалась их способность к гражданской мобилизации и протестным действиям.

В опросе приняли участие жители России старше 18 лет, проживающие в 80 регионах. Исследователи утверждают, что погрешность приведенных данных не более 3-4%. 

Основные выводы доклада:

  • Почти половина (49%) всех россиян считают, что информацию в интернете, необходимо подвергаться цензуре;
  • Множество (42%) россиян считают, что зарубежные страны используют интернет против России и ее интересов;
  • Около четверти россиян считают, что интернет угрожает политической стабильности (24%);
  • 81% россиян высказали отрицательное отношение к попыткам протеста против правительства и изменения политического руководства;
  • Правительству и ФСБ доверяют как регуляторам интернета 42% и 41% россиян соответсвенно;
  • 51% россиян считают, что основным мотивом государства при создании черного списка веб-сайтов явилось сохранение политической стабильности, при этом 13% опрошенных считают, что этим мотивом служило желание ограничить демократические свободы;
  • 39% россиян считают, что личные блоги должны регулироваться так же, как СМИ.

При этом, 38% опрошенных россиян не используют интернет, 42% используют Сеть время от времени и только 20% пользуются интернетом ежедневно.

Что в принципе во многом объясняет полученные результаты опроса.

(в данной диаграмме при публикации исследователи ошиблись в цветовой гамме — подписали в легенде ежедневных интернет-пользователей другим цветом — должен быть коричневый)

При этом показательны еще такие цифры: 94% из числа тех, кто не использует интернет доверяют источникам новостей на ТВ и 91% — российским газетам.

При этом иностранной прессе верит только 34% людей из данной категории.

А вот результаты нижеприведенной таблицы (свое отношение по видам интернет-контента) из данного исследования наглядно показывают, что подобные опросы могут иметь очень отдаленное отношение к реалиям.

Обратим ваше внимание на отмеченную строку «Copyrighted video» (отношение к публичному/нелегальному воспроизведению контента под копирайтом). Под ней значится, что негативно к такому рода контенту относится аж 70% опрошенных и только 9% приветствуют нелегальное распространение закопирайченных материалов. Стоит ли говорить, что данные цифры не имеют никакого отношения к действительности, в которой абсолютное большинство россиян с удовольствием скачивает и распространяет интернет-контент, вне зависимости от того, кому принадлежат права на него.

Мы полагаем, что получение обратных результатов в данном опросе связано с нежеланием в явном виде озвучивать свои реальные мысли и действия, чтобы не получить даже просто некоего морального осуждения, пусть даже негласного.

И еще один интересный момент: согласно опросу 35% россиян никогда не слышали про черные списки сайтов. Как при этом они могут судить о том, правильно ли поступают госоорганы в текущем правоприменении законов о блокировке сайтов? Нам кажется, что в данном случае их мнение ничтожно, т.к. они не имеют никакого представления о развернувшейся политике государства в интернет-пространстве.

С полной версией отчета можно ознакомиться здесь.

Contacts

For general questions

[email protected]

For legal questions

[email protected]

Contacts for media:

Telegram: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.