Начальник Генерального штаба — первый заместитель министра обороны РФ Валерий Герасимов станет главным хранителем государственных прав на интеллектуальную собственность, полученную за счет средств федерального бюджета в области обороны и безопасности (странно, почему не Михалков?).
В правительстве подготовлен ряд поправок в законодательные акты, касающиеся распределения прав государства и исполнителя научно-исследовательских и конструкторских работ. Всё это позволит сформировать правовой механизм коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Согласно поправкам, Минобороны будут поручены регистрация прав и ведение реестра интеллектуальной собственности при разработке военной техники и систем вооружения в рамках исполнения гособоронзаказа. Отвечать за это будет первый замминистра — начальник Генштаба, в ведении которого находится «Управление интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники» — структура, предназначенная для координации деятельности органов военного управления в части ВТС с зарубежными государствами, учета результатов интеллектуальной деятельности, осуществления распоряжения ими от имени Российской Федерации, а также организации рассмотрения заявок и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники, согласования в Минобороны характеристик и комплектации продукции военного назначения, предназначенной для передачи иностранным заказчикам.
Раньше права на интеллектуальную собственность регулировались в рамках контрактов с военным ведомством на исполнение тех или иных работ. работы, выполняемые в рамках гособоронзаказа, автоматически относились к юрисдикции Минобороны и считаются его собственностью. В то же время часть работ предприятие могло выполнить в инициативном порядке за собственные средства, и тогда права на интеллектуальную собственность оставались за ним. Конструктор ракетно-космической техники Герберт Ефремов отмечает:
«Систематизация этих данных позволяет понять, какие существуют технологии, кто правообладатель. Это, в свою очередь, упрощает последующее использование этих технологий в дальнейшей работе. В том числе и при ведении военно-технического сотрудничества. Упростит определение при заключении контракта стоимости интеллектуальной составляющей в поставке вооружений и военной техники».
.
Права на интеллектуальную собственность, стоимость ее передачи — один из краеугольных камней военно-технического сотрудничества. Например, именно из-за неопределенности в этом вопросе Москва и Дели несколько лет не могли договориться о совместной работе по разработке истребителя пятого поколения FGFA (экспортное наименование ПАК ФА — Fifth Generation Fighter Aircraft). По некоторым технологиям, используемым в конструкции истребителя и его бортового оборудования вопрос до сих пор остается открытым. В том числе из-за того, что российская сторона не может определиться с правообладателями на интеллектуальную собственность в процессе создания машины. Этот момент долгое время сдерживал поставку Пекину истребителей Су-35 и зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф».
По мнению специалистов, реестр Минобороны должен быть двух типов: «открытый» и «закрытый». Первый необходим для того, чтобы производитель имел возможность получить сведения о существовании неких технологий, ознакомиться с их частичным описанием, узнать, кто правообладатель, и обратиться к владельцу для покупки. В конце концов это позволит научиться реально извлекать прибыль из передачи патентов на те или иные технологии как в военной, так и в гражданской области, что сейчас происходит не всегда.
Ну вот и всё. Теперь стратегические разработки на торрентах уже и не скачаешь…
Читайте также:
Рутрекер и Министерство обороны РФ номинированы на премию Википедии в категории «Свободные знания»
🔓
Минобороны России отчиталось за год своего существования в соцсетях
🔓
Авторские общества заставят платить взносы в Пенсионный фонд
🔓
Правоохранительные органы разрешили ОКУПам оставить у себя и не выплатить авторам больше миллиарда рублей
_____
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.