Рассказывая о том, как он в своё время гонялся за «зелёным котом», советник Президента России заявил, что «анонимность — сама по себе проблема», усложняющая процесс борьбы с «группами смерти».
Председатель правления Института развития интернета (ИРИ), советник президента РФ Герман Клименко уверен в неизбежности деанонимизации пользователей интернета. Продолжая апеллировать к уже развенчанной множеством экспертов истерии относительно «групп смерти», Клименко считает — анонимность мешает правоохранителям бороться с координаторами таких групп.
«Я уверен, что на каком-то этапе развития интернета неизбежна деанонимизация пользователей. Анонимность — сама по себе проблема», — отметил Клименко, отвечая на вопрос, что он думает про истории с «синими китами».
Чтоб рассказать о своём опыте борьбы с подобными пабликами, советнику Президента пришлось вспомнить далёкое прошлое:
«Лет 15 назад там был не «Синий кит», а «Зеленый кот». Мы переписывались с его создателями. Они бегали от нас, прятались за анонимайзерами. Мы за ними охотились. Тогда было меньше истерики, ведь 15 лет назад интернет был мало распространен, а сейчас это касается всех. Интернет сокращает расстояния. Когда происходят ЧП, мы чувствуем, что это рядом с нами, поэтому сильно «резонируем».
Тогда к нам приезжали из прокуратуры, привозили разные документы. У меня сложилось впечатление, очень устойчивое, что существует такой «клуб психиатров». Чтобы в него вступить, нужно кого-то довести до самоубийства. Такой, знаете, циничный клуб, традиции в котором передаются примерно как дедовщина. Мне кажется, это наиболее реалистичная версия. Ибо продолжается уже достаточно долго — «Синий кит», «Зеленый кот»…
Пока мы не разберемся в ситуации, мы не сможем с ней бороться. Прежде считалось, что доведение до самоубийства — явление внутрисемейное. Мама, папа, дети… Извне воздействовать было сложно. Но современные технологии привнесли участие внешнего человека. Мы честно говорим — индустрия и система правоохранительных органов оказались к этому не готовы. Да, злоумышленников нужно арестовать, но не очень понятно, как их обнаружить и за что сажать. С этим самая большая сложность».
.
Остаётся загадкой, почему госчиновники продолжают отплясывать на теме «групп смерти», когда их коллеги из МВД и Роспотребнадзора сообщили о том, что на суицидальные паблики приходится один процент совершённых подростками самоубийств, а статистика количества добровольного ухода из жизни говорит об их снижении.
Центр социального проектирования «Платформа» вообще уверен — довести человека до самоубийства посредством интернета невозможно (а вот сделать себе на этой теме политический пиар — вполне). Согласно результатам исследований «Платформы», посвященного «реальным и мнимым» угрозам интернета, в котором принимали участие суицидологи и психологи, в качестве основной причины сведения счётов с жизнью на первом месте идут семейная обстановка и отношения с родителями (74%), на втором — взаимоотношения со сверстниками (61%). Группы в социальных сетях и интернете считают опасными 36% респондентов, но лишь 3% опрошенных выбрали их в качестве единственной причины подростковых суицидов. Далее в опросе фигурируют несчастная любовь (28%), желание попробовать нечто необычное и малопонятное (25%), отсутствие личных перспектив (18%) и проблемы в учебе (16%). Кстати, к подобным же выводам в своё время пришёл блогер hueviebin1.
По словам гендиректора «Платформы» Дмитрия Лисицина, причиной общественного резонанса вокруг так называемых групп смерти стало сочетание трех факторов: «фольклоризации тематики» (истории о загадочных злодеях, причиняющих зло детям, что является частью устного народного творчества), медийности (сообщение о «пабликах самоубийств» подхватили федеральные СМИ, что «убедило многих в серьезности феномена») и наличии реакции властей, что, по мнению авторов исследования, «придало истории официальный характер». Эксперты охарактеризовали «группы смерти» как игровое пространство, где подростков притягивает «ритуальное испытание страхом».
Таким образом, чиновники и политики пытаются ужесточать законодательство, опираясь не на здравый смысл и конкретную статистику, а на «фольклор XXI века». Просто на смену культу чёрной кошки официально пришёл культ «синего кита» и «зелёного кота».
Стоит также заметить, что Клименко по сути выступает против инструмента, которым могут пользоваться преступники, а это крайне странно. Сам же он иронизировал на тему того, что можно запретить ножи, поскольку ими совершается множество преступлений, в ответ на желание МИДа полностью взять под контроль весь интернет. Анонимность — это тоже инструмент, которым многие юзеры пользуются для того, чтоб защитить свою частную жизнь. И если господин советник не понимает, что лишив пользователей права на анонимность, он подставит под удар журналистов, исследователей, волонтёров, а также обычных граждан, опасающихся за свою жизнь, то это очень прискорбно.
Читайте также:
Законотворческий тупик в целях «безопасности детей»
?
«Просто дайте мне уединиться» — учёные выяснили, почему пользователи стремятся к анонимности
?
Влияние «групп смерти» на подростковый суицид минимально, — МВД России
?
В ООН заступились за порно и анонимность
?
Спекуляция на группах смерти
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.