Пользователи портала государственных услуг Российской Федерации (gosuslugi.ru) получили уведомление о создании государственного удостоверяющего центра со своим корневым TLS-сертификатом, не включённым в хранилища корневых сертификатов операционных систем и основных браузеров. Данное сообщение было подготовлено Минцифры России.
«Cертификаты выдаются на добровольной основе юридическим лицам и нацелены на использование в ситуации отзыва или прекращения продления TLS-сертификатов в результате санкций. Например, удостоверяющие центры, находящиеся в юрисдикции США, такие как DigiCert, прекратили предоставление сертификатов для сайтов организаций, входящих в санкционный список», – напоминает OpenNET.
В настоящее время государственный корневой сертификат интегрирован только в продукты Яндекс.Браузер и Атом. Для обеспечения доверия к сайтам, использующим сертификаты от государственного удостоверяющего центра, в других браузерах, требуется ручное добавление корневого сертификата в системное или браузерное хранилище сертификатов.
Среди сайтов, которые уже получили государственные TLS-сертификаты, различные банки (Сбер, ВТБ, ЦБ) и аффилированные с госструктурами организации и проекты. При этом на момент написания новости на основных сайтах Сбер и ВТБ продолжают использоваться традиционные TLS-сертификаты, поддерживаемые во всех браузерах, но отдельные поддомены (например, online-alpha.vtb.ru) уже переведены на новый сертификат.
В случае начала навязывания нового удостоверяющегося центра или выявления фактов злоупотреблений, таких как совершение MITM-атак, вероятно, что производители браузеров Firefox, Chrome, Edge и Safari предпримут действия по добавлению проблемного корневого сертификата в списки отозванных сертификатов, как это уже было сделано с сертификатом, внедрённым для перехвата HTTPS-трафика в Казахстане.
По словам генерального директор АНО «Инфокультура» и руководителя Ассоциации участников рынка данных Ивана Бегтина, возможность применения санкций в отношении российских органов власти к сертификатам выданных доменов *gov.ru обсуждается уже не первый день, но отдельный вопрос здесь — почему в России за все эти годы не появилось удостоверяющего центра, включенного в доверенные, на уровне операционных систем MacOSX, Windows, Android, IOS и др.:
«В первую очередь такой сертификат позволял бы спецслужбам перехватывать трафик, осуществляя атаку man-in-the-middle на HTTPS соединения. Если массовые отзывы сертификатов у госдоменов начнутся, то в России могут попытаться распространить такой корневой сертификат с рекомендацией пользователям по его установке.
Но пользователи, знающие о том, что его можно использовать для перехвата трафика, могут категорически не хотеть его устанавливать. Лично я бы точно постарался бы от этого воздержаться».
«Вся инфраструктура сертификатов строится на доверии, – объясняет исполнительный директор ОЗИ Михаил Климарёв. – Мы должны доверять эмитенту сертификата в том, что он не подделает ничего, что со стороны УЦ [удостоверяющего центра] не будет никаких утечек, что никто не сможет сделать дубль ключа сервера и читать все сообщения. И давайте теперь сядем спокойно и подумаем: а доверяем ли мы вот этому самому УЦ Госуслуг?»
Эксперт напомнил, что именно с сайта госуслуг в своё время украдены базы с персональными данными участников проекта Free Navalny, а также совершались сомнительные действия с QR-кодами, поэтому лично он не стал бы доверять такому УЦ:
«И заодно — тем браузерам, которые этот УЦ поддержат. Им просто плевать на безопасность пользователей. Ну а нам тогда плевать на эти браузеры. И по международному сообществу уже расходятся предложения дать сертификату уровень „опасный“».
«Напомню, что реакция сообщества на подобную хрень от Казахстана привела к тому, что операцию «казах-по-середине» пришлось свернуть», – подытожил Климарёв.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.