Как мы ранее и предполагали, переживающая в последнее время подъём российская интернет-торговля стала очередным объектом интереса властей.
О намерении пропустить через жернова госрегулирования интернет-магазины 14 июня заявил председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. Госдума в скором времени может приступить к разработке законопроекта о создании реестра верифицированных коммерческих интернет-площадок. По словам Левина, подобные инициативы со стороны депутатов Госдумы уже были, поскольку
«…необходимо повысить защищенность граждан от недобросовестной коммерческой деятельности за счет саморегулирования. Предлагается создать реестр верифицированных коммерческих интернет-площадок, контакты которых известны и проверены. Но считаю правильным выходить с таким предложением после консультаций с индустрией — планируем провести обсуждение вопроса создания такого реестра в ходе форума «Интернет+Торговля», проведение которого намечено на конец июня.
С другой стороны, необходимо упростить процедуру прекращения доступности торговых интернет-площадок, на которых допускаются серьезные нарушения прав потребителей и тем более мошенничество».
.
По его словам, проработка вопроса создания такого реестра, в том числе на законодательном уровне, начнется только после его обсуждения с отраслью. Левин пока затруднился назвать, какой из госорганов мог бы заняться ведением интернет-площадок:
«Этим вполне мог бы заняться Роскомнадзор. Но не обязательно — торговые интернет-площадки находятся в сфере интересов нескольких ведомств».
.
И вот уже отозвалось Минэкономразвития (МЭР), предложив создать спецкомиссию по развитию интернет-торговли. Функцию «разработки условий для развития электронной торговли в России» МЭР предлагает добавить к основным задачам правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Кроме того, планируется создание подкомиссии по развитию интернет-торговли, — что следует из документа, опубликованного на портале раскрытия проектов нормативно-правовых актов. В тексте документа говорится:
«В целях совершенствования электронной торговли в России необходимо создавать условия, которые позволят участникам отрасли применять единые информационные стандарты, что существенно упростит и ускорит осуществление процедур товарооборота, будет способствовать развитию конкурентной среды и улучшению делового климата».
.
В России рынок интернет-торговли в 2015 году составил 760 млрд руб. (€12,54 млрд), показав рост на 7%. В общем обороте европейской интернет-торговли Россия занимает 4,5%. Объем трансграничной торговли в России составляет 29% от объема российского онлайн-ритейла в целом. К 2020 году доля кросс-бордера в российском онлайн-ритейле может достичь 70%.
Ранее у госведомств не раз возникала идея ввести ограничения на заграничные интернет-покупки, но к единому мнению до сих пор не пришли. Против подобной меры выступает, в частности, Минпромторг РФ. По словам замглавы департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка министерства Никиты Кузнецова, зарубежные магазины могу предоставлять товар, которого попросту нет в российских интернет-магазинах:
«Что касается вот этих предложений, как бы ограничить, как бы отрегулировать интернет-торговлю. Мы с одним представителем очень крупного ритейлера бытовой техники и электроники обсуждали этот вопрос, речь зашла о сайте JD.com… Мы зашли на сайт: ни по одной позиции мы не нашли совпадений с ассортиментом действующего нашего продавца электроники и бытовой техники. Ни по одному вообще. Это совершенно другой товар, он другой ценовой категории, он не представлен здесь никак. Он у нас в принципе не производится. Кого нам в этой связи защищать?
Вводить какие-то повышенные пошлины… Это против потребителя. Мы так и рассматриваем, наша позиция — мы считаем нецелесообразным здесь такого рода ограничения, потому что они в первую очередь ударят по потребителям и никоим образом не поддержат нашего производителя».
.
По его мнению, покупку, которую потребитель совершил в иностранном интернет-магазине, следует рассматривать как аналог физической покупки — как если бы человек «мысленно» перенесся за границу, купил бы товар и перенесся обратно.
Так что представители российской интернет-торговля тоже уже могут начать нервно листать ленту новостей в страхе встретить очередную инициативу по улучшению своей деятельности, ибо по своему опыту знаем — если власти задумываются над чем-то, где есть такие понятия, как «реестр» и «регулирование», имеет смысл следить за всеми предложениями, озвученными политиками и чиновниками. Особенно уже сформулированных в виде документов на госсайтах.
Читайте также:
«Особый путь» интернет-торговли в России
🔓
Банки расскажут налоговикам, что россияне заказывают в иностранных интернет-магазинах
🔓
Российские интернет-магазины с начала 2016 года переживают бум
🔓
Бизнес утекает в интернет, но власть пытается его достать и там
_____
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.