Центральный избирательный комитет РФ заявил, что в настоящее время ведется работа по законодательной легитимизации интернет-голосования на выборах, в т.ч. в масштабе страны:
«Работа в этом направлении активно ведется, как техническая, так и правовая. В законодательстве необходимо предусмотреть возможность интернет-голосования. Разработка такого законопроекта идет. Но также необходимо понимать и техническую составляющую, которую придется прописывать в проект нормативного акта. Думаем, что на федеральном уровне интернет-голосование будет опробовано в 2021 году на выборах в Государственную думу, но до этого может быть применено на некоторых региональных выборах».
По словам главы ЦИК Владимира Чурова, «использование электронных средств на выборах — путь, с которого уже нельзя свернуть».
Практика голосования через интернет уже имеется на выборах в Великобритании, Швейцарии, Эстонии, Канаде, Франции и ряде других стран. Применяются несколько видов электронного голосования: голосование с помощью социальной карты, голосование с помощью мобильного телефона (Великобритания), голосование с использованием дисков для электронного голосования (Канада, США, Эстония), электронное голосование с использованием ID-карт (Швейцария).
Эксперименты с электронным голосованиям на выборах проходили и в нашей стране.
Например, в 2009 году на выборах в г.Урюпинске Волгоградской области и в 2010 году на выборах в г.Одинцово Московской области.
Первый же опыт интернет-голосования на выборах в России прошел в г.Новомосковск Тульской области в 2008 году.
Интернет-голосование на выборах является одним из инструментов электронной демократии (E-democracy), элементы которой в том или ином виде стали внедрятся во многих странах: создаются институты гражданских петиций, вводится общественное и экспертное онлайн-обсуждение законодательных инициатив и иных нормативных документов, проводятся интернет-референдумы, активно внедряются технологии предоставления открытых данных со стороны государств своим гражданам и т.д.
Такой процесс происходит и в нашей стране, в т.ч. на уровне государства.
Ряд инструментов электронной демократии в России, хоть уже и функционируют не первый год, но, к сожалению, не показывают итоговой эффективности обратной связи с гражданами, которые стали активно использовать, к примеру, ту же систему общественных инициатив — РОИ, но подавляющее большинство петиций, набравших необходимые 100 тыс. подписей не находят поддержки и понимания со стороны государственных лиц, ответственных за их рассмотрение.
Не исключением стала и наша петиция об отмене «закона против интернета», рассмотренная в свое время в Открытом Правительстве.
Но это не говорит о том, что такие инструменты не важны и не нуждаются в своем развитии. Определенный фундамент построен, теперь надо оснастить его коммуникациями и достроить само здание, чтобы оно начало эффективно функционировать.
Другой пример реализации механизмов электронной демократии в нашей стране — это система публикации проектов нормативных актов со стороны органов исполнительной власти и общественного обсуждения их — Regulation.gov.ru.
Мы регулярно обращаем внимание на отдельные резонансные проекты тех или иных актов с призывом к отраслевым экспертам и общественности принимать активное участие в их обсуждении. Тем более, есть примеры положительного влияния общества на итоговое решение госорганов к значительной переработке планируемых к внедрению новых норм.
Также с нашим непосредственным участием инициируются и проводятся общественные обсуждения резонансных законодательных инициатив на официальном портале системы общественного обсуждения законопроектов от Государственной Думы РФ — Veche.duma.gov.ru. Это является еще одним запущенным механизмом электронной демократии, находящимся на начальной стадии своего развития.
Так что, и введение института интернет-голосования — это положительный процесс по активизации гражданской активности с использованием онлайн-инструментов влияния. Но только в том случае, если это будет реализовано грамотно и адекватно.
К сожалению, процесс разработки соответствующих норм в настоящее время идет в закрытом от общества режиме.
Предлагаем ознакомиться с хорошим выступлением по теме гражданского участия в законотворческой деятельности, в котором раскрываются ньюансы текущей ситуации в России с внедрением инструментов электронной демократии:
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.