3 October 2016

Лишение США контроля над интернетом сопровождалось скандалами и судебными процессами

Национальные системы телекоммуникации и информации при правительстве США передали контроль над доменными именами в интернете международной некоммерческой организации ICANN.

1 октября, истек срок действия контракта между ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) и Национальным управлением по телекоммуникациям и информации (входит в состав Министерства торговли США). Договор фактически давал Соединенным Штатам возможность контролировать часть ICANN посредством созданной для этого организации IANA («Администрации адресного пространства Интернет»). «Этот исторический момент знаменует собой передачу координации и управления уникальными интернет-идентификаторами частному сектору. Данный процесс был запущен и находился на стадии реализации с 1998 года», — говорится в заявлении, обнародованном пресс-службой ICANN. Как подчеркивают в компании, изменения никак не повлияют на работу интернет-пользователей. Тем не менее, процесс передачи управления доменными именами до самого последнего дня сопровождался скандалами и спекуляциями на теме свободы интернета. 

Кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп выступил против передачи контроля за интернетом, который в настоящий момент находится в руках США, международному сообществу. Избирательный штаба политика примерно за неделю до этого исторического события в жизни интернета заявил:

«Дональд Трамп привержен сохранению свободы в интернете как для американцев, так и для жителей всего мира. США не должны передавать контроль над интернетом ООН или международному сообществу. США создали, развили и расширили (зону охвата) интернета по всему миру. Надзор США за интернетом позволил сохранить его открытым и свободным от правительственной цензуры».

.

В штабе республиканца также считают, что передачу контроля над интернетом в руки международного сообщества, которую поддерживают в том числе президент Барак Обама и экс-госсекретарь Хиллари Клинтон, могут использовать в своих интересах «такие страны, как Китай и Россия». Любопытно, что ранее кандидат от республиканцев не раз делал пророссийские заявления, в том числе и в отношении президента Российской Федерации Владимира Путина. Впрочем, о популизме и переменчивости суждений господина Трампа мировая пресса также писала уже неоднократно.

Россия, в свою очередь, как не раз указывало Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, давно выступает за передачу функций по управлению глобальным интернет-пространством международным структурам и критикует нежелание США расстаться со своей привилегированной ролью в этой сфере, и одним из предложений России была передача контроля над интернетом международной организации – Международному союзу электросвязи (МСЭ). Этот вопрос не раз поднимали помощник президента Игорь Щеголев, министр связи Николай Никифоров. Ключевые элементы интернета находятся за пределами России и не управляются нашей страной, говорил ранее Щеголев: присвоение имен и адресов происходит по правилам ICANN, которая контролируется министерством торговли США. К слову, одним из вице-президентов международной организации ICANN, к которой переходит контроль за интернетом, является и представитель России Михаил Якушев. Еще в 2012 г. на конференции МСЭ в Дубае несколько стран, включая Россию, предложили внести ряд изменений в регламент МСЭ: разрешить странам — участницам союза самостоятельно управлять веб-адресацией и доменными именами на своих территориях. Тогда Россию поддерживали Китай, Иран, Судан, Саудовская Аравия, Алжир, Бахрейн, но США, Канада, Австралия и часть стран Евросоюза выступили против.

В середине сентября текущего года ведущие IT-компании, включая Google, Facebook и Twitter, призвали Конгресс США поддержать план по передаче контроля над ICANN мировому сообществу. Об этом они заявили в совместном письме, подчеркнув, что «крайне важно», чтобы Конгресс не задерживал процесс передачи:

«Глобальный, обеспечивающий возможность взаимодействия и стабильный интернет имеет важное значение для нашей экономики и национальной безопасности, и мы по-прежнему поддерживаем завершение почти двадцатилетнего перехода к модели с участием нескольких заинтересованных сторон, которая будет наилучшим образом служить интересам США».

.

Под обращением свои подписи также поставили Amazon, Yahoo, Cloudfare и другие представители отрасли.

Американские сторонники отказа от соглашения утверждали, что данный шаг — это единственная мера, способная предотвратить «балканизацию» интернета, поскольку иностранные правительства, возмущенные контролем США, в конечном итоге, постарались бы оградить свои национальные сети от вмешательства Вашингтона.

Буквально накануне самого момента передачи США контроля над доменными именами в интернете международной некоммерческой организации ICANN генпрокуроры четырех штатов США подали в суд, чтобы не допустить этого. Иск был подан в суд Соединенных Штатов по южному округу Техаса от американских штатов Аризона, Техас, Оклахома и Невада. В качестве ответчиков по иску были заявлены сами Соединенные Штаты, министерство торговли США, министр торговли США Пенни Прицкер, Национальное управление информации и связи (NTIA), помощник секретаря NTIA Лоуренс Стриклинг. Четыре американских прокурора также были уверены, что любое предложение подобного рода требует одобрения Конгресса. В заявлении генерального прокурора Техаса Кена Пакстона было сказано:

«Доверяя авторитарным режимам бразды правления в целях обеспечения сохранения свободы Интернета является безумием. Президент не имеет полномочий просто взять и отдать в руки других ведущую роль, которую занимает Америка в обеспечении свободы Интернета, как места самовыражения людей».

.

Сторонники инициативы передачи контроля от США к международной организации, в свою очередь, утверждали, что ее разработка продолжалась в течение многих лет, и любые попытки отказаться от нее в последнюю минуту будут рассматриваться международным сообществом как акт умышленного нарушения Соединенными Штатами своих обязательств.

Помощник министра торговли Ларри Стриклинг на конференции в начале этого года заявил, что лучший способ сохранить свободу в Интернете — это отказаться от контроля со стороны правительства США в пользу тех самых стейкхолдеров, которые используют Сеть и работают в ней и развивают ее.

«Свобода выражения своего мнения (в Интернете) защищена самим открытым и децентрализованным характером того, как осуществляется техническое управление Сетью, а также приверженностью стейкхолдеров поддержанию открытости», — подчеркнул Стриктлинг.

Сенатор от штата Техас Тед Круз попытался заблокировать инициативу по передаче контроля над ICANN несколько месяцев назад, однако — несмотря на то, что недавно его сторонником в этом вопросе стал кандидат в президенты от республиканцев Дональд Трамп — ему не удалось заручиться достаточной поддержкой среди своих коллег в Конгрессе.

В иске, поданном за пару дней до передачи полномочий ICANN, генеральные прокуроры нескольких штатов утверждали, что планы администрации Обамы нарушают поправку о федеральной собственности Конституции США (US Constitution Property Clause), согласно которой только Конгресс имеет право распоряжаться имуществом, принадлежащим США. Там же утверждалось, что инициатива нарушает Первую поправку Конституции США.

Этот иск сам по себе ничего не значит, это результат предвыборной гонки в США, говорит сотрудник международной организации, связанной с регулированием интернета. Другое дело, что 30 сентября истекал контракт США с ICANN и был риск, что президент Барак Обама выступит с заявлением о том, что с передачей управления интернетом надо повременить.

В итоге суд Техаса отказал в удовлетворени иска четырех республиканцев, занимающих посты генпрокуроров ряда американских штатов, которые требовали наложить запрет на передачу контроля над доменами ICANN, пока не будет проведено голосование в Конгрессе по этому вопросу. Таким образом, в растянувшемся на 18 лет споре была поставлена точка, и ICANN, которая управляется представителями общественности, полностью вышла из-под контроля властей США, а инициатива четырёх прокуроров американских отраслевым изданием Techdirt.com была названа «невежественной теорией заговора», и «заявления, что это позволит ООН, «левым» или глобалистам захватить интернет или построить Китаю или кому-то ещё встроить «Великий брандмауэр» в ядро функционирования интернета, не является правдой, даже отдаленно».

Экспертам в очередной раз пришлось объяснять общественности, что передача всех функций контроля за доменными именами ICANN ничего в существующей ситуации по сути не изменила, кроме того, что министерство торговли США, уточняет колумнист Techdirt.com Майк Мэсник (Mike Masnick), больше не должно выдавать контракт IANA на исполнение некоторых функций ICANN. Вот и всё.

«И хотя хотя США и могут считаться изобретателями технологии, положившей начало созданию всемирной паутины, они никогда не «контролировали интернет». Никто его не контролирует. Это, эммм, сеть. Децентрализованная. И это именно то, что делает её столь могущественной», — пишет корреспондент отдела технологий BBC в Северной Америке Дейв Ли. — «Этот шаг некоторые, сбиваясь от волнения, охарактеризовали не иначе как «США отдают контроль над интернетом» странам вроде Китая, России и ближневосточных государств. Сейчас выходные, поэтому если вы хотите избавить себя от прочтения нескольких сотен слов и продолжить заниматься тем, что вы любите делать в своё свободное время, то вот вам ответ: нет, США не отдали контроль за интернетом. Не выставляйте себя на посмешище».

Но есть отдельные части инфраструктуры интернета, которые некоторые люди и правительства контролируют, и вот о чем весь этот спор.

Одна из них — это DNS (Domain Name System) — система доменных имен. Это система, которая организует функционирование веб-адресов. «Благодаря ей, когда вы набираете в строке поиска bbc.com», — добавляет Ли, — «вы попадаете на серверы сайта Би-би-си. Это избавляет вас от необходимости помнить вереницу цифр».

Это соответствие имен и цифр хранится в одном большом основном файле, реестре всемирной сети. Единственная организация, которая может вносить туда изменения, это ICANN — корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами. И с 1 октября 2016 года она уходит из-под надзора правительства США. Вместо этого теперь некоммерческая организация «с участием многих заинтересованных сторон» будет учитывать мнения компаний, экспертов, ученых и, да, государств в том, что касается управления адресным пространством интернета.

Это принципиальный момент: вы, как пользователь интернета, не заметите абсолютно никакой разницы. Потому что ICANN — не что-то созданное только что. Она существует с 1998 года, с момента, когда большинство из нас еще не пользовались интернетом.

Нынешнее изменение знаменует окончание переходного периода, длившегося около двадцати лет, в течение которого роль США в контроле за интернетом — доставшаяся ей скорее в результате стечения обстоятельств, нежели в связи с её намерениями, и вызывавшая столько трений в международном сообществе — снижалась.

Оппоненты противников передачи контроля за интернетом ICANN, включая отцов-основателей интернета, полагают, что блокирование плана по передаче контроля несет в себе гораздо большие риски для нормального функционирования интернета в долгосрочной перспективе. Дело в том, что если США не передадут всю полноту власти ICANN, страна может оказаться в еще более рискованной ситуации.

Напуганные тем, что у США сохраняются функции контроля, многие страны, в особенности Россия и Китай, могут настоять на том, чтобы DNS перешла в подчинение Международному телекоммуникационному союзу, который является частью ООН.

Решение об этом было поставлено на голосование в 2012-м году, но в итоге не прошло. Несогласными тогда выступили США, Британия, Канада и Австралия, они высказались против нового соглашения, заявляя, что его положения могут нарушаться в рамках государственного контроля за интернетом, в том числе и в отношении регуляции контента.

Другими словами, четыре страны были обеспокоены тем, что в результате совместного владения ключевой системой, отвечающей за работу интернета, все больше стран смогли бы вести себя как Китай и ограничивать его свободу на своей территории, и все было бы законно — в рамках деятельности ООН.

После того, как прозвучало заявление заместителя министра торговли США Лоуренса Стриклинга о завершении государственного контракта США на осуществление функции контроля за критической инфраструктурой интернета, выполняемой ранее Корпорацией по управлению доменными именами и IP-адресами, глава Минкомсвязи России Николай Никифоров выступил с официальным заявлением, в котором положительно оценил этот факт, отметив, что «контрактные условия на выполнение этой функции, формируемые в одностороннем порядке Министерством торговли США, создавали несимметричную модель управления сетью Интернет. Россия, как и все международное интернет-сообщество, ожидала положительного развития процесса передачи выполнения функций IANA». Также глава Минкомсвязи заверил в намерении России и дальше последовательно придерживаться позиции, что интернет должен оставаться открытым, не фрагментированным глобальным ресурсом, использующим справедливые и по-настоящему международные юридически значимые механизмы управления. Правда, при этом ничто не мешает господину министру разрабатывать проект по обособлению российского интернета, замкнутого на себе почти на 99%, оставляя на трансграничный трафик всего 1%.

По мнению главы Минкомсвязи, в ICANN изначально было заложено как минимум два вида неравных прав и полномочий: первое — полномочия правительства США относительно других правительств и второе — полномочия правительств по сравнению с большинством остальных заинтересованных сторон:

«Если в отношении первого мы наблюдаем прогресс, то в отношении второго вида неравных прав и полномочий необходимо отметить, что пока способность правительств влиять на решения, которые принимает корпорация ICANN, ограничивается исключительно консультативной ролью. Важно понимать, что недостаточный учет мнения и недостаточное вовлечение правительств в процесс интернет-управления несет в себе риски защиты не общественных, а корпоративных интересов».

.

Одна из главных, по мнению российского руководства, проблем рунета формально перестала существовать. Российских «защитников интернета», пишут «Ведомости», это вроде бы должно радовать, но не все так просто. Модель, по которой должна будет управляться ICANN, – так называемый мультистейкхолдеризм (глобальное сообщество заинтересованных сторон), или модель, предполагающая выработку решений широким кругом компетентных и заинтересованных людей. Она лишает правительства привычных для них эксклюзивных полномочий.

В октябре 2014 г. на конференции Международного союза электросвязи (ITU) при ООН глава Минкомсвязи Николай Никифоров выступил за создание международной конвенции по управлению инфраструктурой интернета под эгидой ООН (тогда против этого высказались США, Канада, Австралия и другие страны). В апреле 2016 г. на российско-китайском форуме по информационным технологиям помощник президента Игорь Щеголев заметил, что многосторонняя модель управления превращает государства в «миноритариев», лишенных возможности должным образом отстаивать интересы своих граждан.

По сходному принципу давно работает голландская RIPE NCC, присваивающая IP-адреса. Российские чиновники и в этом видят признак незащищенности рунета, что довольно забавно: из-за дробности нашего рынка значительная доля голосов в RIPE принадлежит российским провайдерам, отмечает основатель Общества защиты интернета Леонид Волков.

Интернет – децентрализованная система, контролировать которую на глобальном уровне невозможно. Но это сложно понять обычному человеку и тем более политику. В 2014 г. после разоблачений Эдварда Сноудена наметился тренд на «суверенизацию» интернета не только в Китае и России, но и в Германии и других европейских странах.

Дилемма «государство или никто» оказывается неверной. Появляется «государство или не государство» и даже «государство или мы». С развитием информационного общества эта пара становится все более востребованной. Политики будут по-прежнему требовать контроля государства, причем с разных сторон: американские консерваторы, как мы уже упоминали выше, выступают против того, чтобы США отказывались от правительственного контроля за ICANN, иначе, по их мнению, такие страны, как Китай или Россия, ограничат свободу слова, российские же и китайские политики время от времени лоббируют передачу функций по контролю за интернетом международным общественным организациям, в которых у них есть заметное влияние. Значит основные «бои» за контроль над интернетом ещё впереди.

Читайте также:

Правительство США осенью передаст контроль над интернетом ICANN
?
Михаил Якушев, вице-президент ICANN: «Свобода в интернете основана на доверии друг к другу»
?
Коррупциногенное построение «суверенного» интернета. Реакция экспертов на новую инициативу Минкомсвязи
?
Суверенный интернет: раздробление Сети и самоизоляция под эгидой безопасности

.

Contacts

For general questions

[email protected]

For legal questions

[email protected]

Contacts for media:

Telegram: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.