Срок хранения всего интернет-трафика, включая текстовые сообщения, голосовую информацию, изображений, звуков, видео и иных данных не изменился и составляет шесть месяцев.
Минкомсвязь на портале правовой информации опубликовало несколько подзаконных актов, разъясняющих пакет поправок в закон «О связи», разработанный Ириной Яровой и Виктором Озеровым. Выхода этих документов ждали операторы, так как, рассказывали их сотрудники в неофициальных беседах, они надеялись на смягчения условий хранения.
Однако основные параметры — сроки хранения и, собственно, объекты хранения — в постановлениях правительства остались теми же, что и говорилось раньше. В частности, постановление правительства, регламентирующее внесение изменений в правила взаимодействия операторов с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяет, что операторы должны хранить на специальном оборудовании текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей. Срок хранения, указанный в документе, как и говорилось изначально, — до полугода:
«Оператор связи в соответствии с установленными требованиями к сетям связи и средствам связи хранит на установленном в сети связи оборудовании текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи (далее — содержание сообщений) в течение срока, не превышающего шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки».
.
Отдельное постановление правительства посвящено хранению операторами текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей. Этот документ определяет, что с 1 июля 2018 г. операторы должны резервировать под каждый гигабит/сек своих каналов по 1 Пбайту в хранилище, а с 1 января 2019 г. — по 2 Пбайта.
Запрашивать содержание сообщений у оператора будут сотрудники пункта управления оперативно-розыскными мероприятиями (далее – ОРМ) при организации круглосуточного удаленного доступа к хранилищу содержания сообщений. Кто является создателем таких пунктов, неясно, но в еще одном постановлении, посвященном непосредственно ОРМ, говорится, что пункт ОРМ не может находиться за пределами России. Каналы связи с пунктом управления ОРМ, организуемые оператором связи, должны обеспечить съём содержания сообщений уполномоченными государственными органами в процессе выполнения возложенных на них задач в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
Появились ограничения по количеству обращений госорганов к операторам. Количество их запросов не должно превышать 0,3% общего количества идентификационных номеров в течение 15 суток, 0,6% общего количества идентификационных номеров в течение месяца и 5% общего количества идентификационных номеров в течение года.
Еще один опубликованный вчера Минкомсвязью документ касается хранения сообщений интернет-сервисами. Из него следует, что интернет-сервисам предстоит хранить текстовые сообщения, передачу звуков и голоса, видеофайлы и изображения ровно полгода. Этими данными предстоит делиться с госорганами, по закону занятыми оперативно-розыскной работой, — из текста документа следует, что они имеют круглосуточный доступ к хранилищу. Канал связи с госорганами также забота интернет-сервиса, следует из проекта документа.
Касается это, во-первых, тех пользователей, которые зарегестрировались или вышли в интернет с российских IP-адресов. Во-вторых, тех, кто при регистрации или использовании коммуникационных интернет-сервисов указал свои личные данные (например, паспортные) или выданный российским оператором связи номер телефона. Хранить предстоит и данные тех пользователей, чьи устройства передают интернет-сервисам географические метаданные, свидетельствующие о нахождении пользователя в России.
Закон о тотальной слежке, называемый также «пакетом Яровой», был разработан депутатом Госдумы Ириной Яровой и членом Совета Федерации Виктором Озеровым. Несмотря на критику экспертов и протесты сотовых операторов и других представителей отрасли, законопроект был в сжатые сроки принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан летом 2016 года Президентом России Владимиром Путиным. По стране прошли митинги с призывом отменить «пакет Яровой», а на сайте РОИ была создана соответствующая петиция, набравшая в достаточно короткие сроки необходимое количество голосов. Однако власти не торопятся рассматривать её, всячески затягивая процесс, поэтому правозащитникам и интернет-аактивистам приходится принуждать их соблюдать закон через суд.
Читайте также:
Минкомсвязь начало разработку подзаконных актов для реализации «пакета Яровой»
?
Red Web: Россия примеряет «Великий китайский фаервол»
?
Пакет Яровой обрубает кабель
?
Суд принял иск о том, что по петиции за отмену «пакета Яровой» до сих пор не принято решение
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.