После нашего иска к МВД и ДИТ Москвы из-за утечек данных с городских камер видеонаблюдения СК возбудил уголовные дела в отношении двух полицейских, но мы продолжаем борьбу с распознаванием лиц, поскольку системная проблема неконтролируемого доступа к персональным данным так и остаётся нерешённой.
В августе этого года мы провели собственное расследование на предмет утечек данных с московских камер видеонаблюдения с функцией распознавания лиц.
Сообщения об утечках этих данных и продажи доступа к камерам появились еще в конце 2019 года, мы же решили проверить насколько за полгода улучшилась ситуация и сделали ли что-то чиновники, чтобы предотвратить утечки данных.
В рамках проведенного эксперимента стало понятно: ничего не изменилось. Утечки и неавторизованный доступ к технологиям распознавания лиц позволяют следить за любым.
По просьбе «РосКомСвободы» журналист Андрей Каганских провел мониторинг предложений о продаже данных с камер видеонаблюдения на чёрных рынках.
Что удалось выяснить:
В эксперименте приняла участие волонтёр «Роскомсвободы» Анна Кузнецова. За 16 тысяч рублей она заказала «пробив» собственного лица и получила подробный отчет с результатом от 79 московских камер с точностью определения лица 71%, с указанием всех адресов, где она была за последний месяц.
Чтобы понять, пытаются ли московские чиновники бороться с утечками данных из этих систем и проводят ли они мониторинг предложений черного рынка, мы направили запросы в МВД и ДИТ с требованием разъяснить ряд моментов:
В сентябре мы получили ответ на наш запрос от ДИТ, однако в нём ведомство предпочло избежать конкретики и формально сослаться на регламенты, приказы и постановления Правительства. Ответа от МВД так и не поступило.
Ответ ДИТ Москвы на запрос РосКомСвободы
Ведущий юрист «РосКомСвободы», партнёр Центра цифровых прав Саркис Дарбинян, ознакомившись с письмом ДИТ, отметил:
«ДИТ ничего не говорит о том, по каким именно основаниям может давать доступ, проверяют ли они по такому запросу наличие у запрашивающих решения суда или постановления оперативных и следственных органов на это? Очевидно, что никаких механизмов проверки того, как этим правом в дальнейшем распоряжаются силовики (например, в случае дальнейшей передачи логина и пароля от системы), не существует. По крайней мере, нам про это ничего не говорят».
16 сентября Анна Кузнецова по факту утечки своих данных с московских видеокамер подала в Тверской районный суд столицы иск к ДИТ Москвы и МВД с требованием запретить использование системы распознавания лиц. Также наш волонтёр требует 100 тысяч компенсации за вред, причинённый утечкой данных.
«Мы будем добиваться публичности регламентов доступа к системе и запрета на использование технологии двойного назначения в текущем виде», — поясняет Саркис Дарбинян.
Уже спустя неделю после подачи судебного иска Следственный комитет возбудил два уголовных дела в отношении двух сотрудников правоохранительных органов, которые были причастны к утечке данных.
В результате проверки выяснилось, что «пробивом по лицу» занимались оперативник УВД Северо-Восточного округа Москвы Дмитрий Шершнев и сотрудник патрульно-постовой службы Бутырского района Константин Иванов. Первый искал данные, имея доступ к системе распознавания лиц в течение последних трёх месяцев, а второй хотел получить информацию о «частной жизни» Анны Кузнецовой и Надежды Соболь и передал полученную информацию «при неустановленных обстоятельствах» третьим лицам.
Уголовное дело возбуждено о злоупотреблении должностными полномочиями и нарушении неприкосновенности частной жизни с использованием служебного положения. Каждый полицейский теперь может получить до восьми лет лишения свободы по совокупности совершённых преступлений.
Это дело показало, что доступ к системе может получить любой сотрудник полиции, и никто это не отслеживает.
«Ни прокуратура, ни Роскомнадзор не проверяют МВД на предмет использования технологии распознавания лиц и обработки биометрических данных граждан. Нет никаких регламентов, которые бы устанавливали порядок работы с такими данными и основания для возможности осуществления слежки с использованием биометрии», — рассказывает руководитель нашей юридической практики Саркис Дарбинян.
Сейчас действия властей говорят о том, что наказать намерены лишь отдельных лиц, однако системная проблема всё еще остаётся нерешённой.
«РосКомСвобода» продолжит требовать через суд раскрытия всех регламентов и предоставления этих документов для изучения.
Напоминаем нашу позицию: пока система видеонаблюдения не станет прозрачной и подотчётной и не будет иметь гарантии защиты от подобных злоупотреблений, использовать технологию распознавания лиц нельзя. Данный кейс — результат пробела в правовой базе.
Сейчас Роскомсвобода продолжает активно вести кампанию против распознавания лиц. Вы можете помочь нам, присоединившись к кампании и подписав петицию на сайте Change.org.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.