Еще один государственный институт, Общественная палата РФ (ОП РФ) выступил против реализации концепции введения глобальной лицензии (т.н. «налога на интернет»), предложенной Российским союзом правообладателей (РСП), а позже оформленной в законопроект со стороны Минкультуры, которое творчески подошло к решению задачи и усугубило её решение предложением внедрить систему слежения (DPI) за тем, какой контент скачивают и заливают пользователи.
Ранее против подобных новшеств выступили не только общественные организации и интернет-отрасль, но и ряд государственных ведомств и министерств, такие как Минкомсвязь, Минэкономразвития и ФАС.
В декабре закончилось общественное обсуждение о необходимости разработки соответствующего правового акта на официальном портале размещения информации о проектах готовящихся документов и их всеобщего обсуждения — Regulation.gov.ru, которое показало, что абсолютное большинство высказавших свою точку зрения экспертов негативно оценивает необходимость реализации глобальной лицензии в интернет-пространстве со сбором средств со всех операторов связи в пользу обществ по коллективному управлению авторскими и смежными правами, а по сути внедрению всеобщего налога на пользование интернета.
В ОП РФ подготовили и направили в Госдуму экспертизу по результату «нулевых чтений» предложенного Минкультом законопроекта.
В ОП считают необходимым создать постоянную Рабочую группу для полноценного и глубокого изучения проблем защиты авторских прав в Интернете и подготовки предложений по совершенствованию действующего законодательства. По мнению экспертов, в нее должны войти представители правообладателей, операторов связи, научных учреждений, заинтересованных министерств и ведомств, Федерального Собрания РФ, а также Общественной палаты РФ. Такое предложение было озвучено в заключении, подготовленном ОП к законопроекту Минкульта по Концепции глобальной лицензии. Документ уже направлен в Госдуму и все профильные министерства и ведомства.
По мнению экспертов ОП, в основе Концепции и подготовленного Минкультом законопроекта лежит изначально ошибочное положение о том, что весь без исключения распространяемый в сети Интернет контент является нелегальным, и все без исключения пользователи Интернета используют его незаконно.
«Указанный механизм будет являться также препятствием для дальнейшего развития легального рынка цифрового контента, поскольку с введением глобальной лицензии деятельность провайдеров, которая в соответствии с действующим законодательством квалифицируется как нарушающая авторское право или „пиратская“, будет легализована. Напротив, деятельность лицензионных сервисов будет затруднена, так как с введением глобальной лицензии любой платный ресурс станет для пользователей непривлекательным (нет смысла дополнительно платить за просмотр фильма, ведь плата за фильм уже включена в плату за Интернет)», — отмечается в заключении, подготовленном ОП.
Также в документе ОП говорится о том, что схему глобальной лицензии можно будет использовать для мошеннического получения средств из фонда вознаграждений.
«Практически любое, даже малозначимое произведение можно включить в предлагаемую Систему идентификации, а затем использовать существующие способы искусственного создания популярности данного продукта и истребовать сколь угодно крупное вознаграждение у аккредитованной организации», — считают эксперты.
Они обращают внимание, что использование интеллектуальной собственности в Интернете само по себе носит глобальный характер, поскольку Интернет охватывает территорию всего мира. В то же время Концепция и проект предполагают, что использование глобальной лицензии ограничено территорией Российской Федерации.
«Это правило вступает в противоречие с глобальной природой сети Интернет и потому лишает смысла саму идею глобальной лицензии. Одним из элементарных просчетов Концепции является то, что она не учитывает существование находящихся за пределами России точек доступа в интернет, обслуживаемых операторами, не подчиняющимися российской юрисдикции», — поясняется в заключении.
Кроме этого, по мнению экспертов, при распределении вознаграждения в Концепции не учтена востребованность произведений. Так, например, не может быть одинаковым вознаграждение за премьерную картину и повторный показ фильма, снятого несколько лет назад.
«Прозрачный, рыночный механизм распределения доходов может основываться только на существующей процедуре, когда каждый правообладатель самостоятельно размещает, монетизирует и отслеживает правомерность использования своего контента», — отмечается в подготовленном документе.
При подготовке заключения Палатой также были учтены результаты общественного обсуждения на официальном сайте ОП РФ. За несколько недель в голосовании приняло участие 881 человек. 98% высказались против законопроекта.
«Общественная палата не поддерживает Концепцию по коллективному управлению интеллектуальными правами в сети «Интернет» посредством института глобальной лицензии и законопроект «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», — говорится в заключении ОП.
Заявление ОП РФ прокомментировал юрист РосКомСвободы Саркис Дарбинян:
«Здесь я могу согласиться с Общественной палатой. И это один из немногих случаев. Несмотря на то, что Общественная палата в последнее время вряд ли стоит на страже защиты пользователей интернета. Но указанная концепция, которую предложил господин Михалков, не устроила ни заинтересованное министерство, ни самих авторов, которые настаивали на более жесткой форме защиты и охраны авторских прав , ни Общественную палату, ни других. По сути, ни одна сторона процесса по обороту контента в сети не поддержала указанную концепцию, которая, несомненно, является непродуманной, непрозрачной для российского общества».
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.