Как мы уже неоднократно предупреждали, с повышением показателей интернет-торговли в России повысится желание государства регулировать этот рынок так, как кажется удобным ему и вьющимся вокруг него монополистам. В начале лета власти обсуждали создание некоего «реестра верифицированных коммерческих интернет-площадок» (ох и любят они это слово — «реестр»!), объясняя это заботой о потребителях, которые, к слову, вряд ли их об этом просили. Что даст онлайн-магазинам попадание в реестр, конечно, никто объяснить не удосужился — в который раз речь об обязанностях, но никак не о правах. Ещё одна мера регулирования онлайн-торговли выдвигалась Роспотребнадзором — ведомство нацелилось на «торговые агрегаторы», однако эту идею не поддержала зампред Правительства России Ольга Голодец.
А теперь возник новый виток «интереса» к трансграничному e-commerce, только на этот раз всё гораздо более серьёзно.
Сенатор Бокова провела в Совете Федерации заседание подгруппы «Интернет + Торговля» Рабочей группы по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании ее новой технологической основы и в социальной сфере. Участники заседания – представители Министерства экономического развития РФ, Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ, который спит и видит, как бы административными методами откусить у заграничных конкурентов кусочек рынка), региональной общественной организации потребителей по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» и экспертного сообщества – обсудили меры законодательного регулирования сферы Интернет-торговли и борьбы с оборотом контрафактной продукцией в сети, а также вопросы защиты прав потребителей.
По словам Людмилы Боковой, эксперты Временной комиссии СФ работают над проектом федерального закона, который бы регулировал сферу Интернет-торговли, в частности, установил бы надлежащий таможенный контроль и меры налогового регулирования:
«Нормы, которые сейчас действуют в России этой области более щадящие, чем те, которые приняты в Европе и странах Евразийского экономического союза. Опыт зарубежных коллег должен быть учтен при подготовке закона. Мы рассчитываем осенью внести его в новую Государственную Думу».
.
Опять власти, прикрываясь «борьбой с контрафактом», решили воздвигнуть ещё несколько административных препон на пути свободной (пока) интернет-торговли.
А суета вокруг интернет-торговли вполне объяснима. Показатели по Москве и в целом по стране у e-commerce в этом году заметно растут. Согласно исследованию, проведённому департаментом информационных технологий города Москвы, выручка московских интернет-магазинов выросла более чем на 13% в 2016 году. В Москве зарегистрированы более 20 тысяч интернет-магазинов — 45% от общего числа онлайн-ритейлеров в России. В 2016 году количество интернет-магазинов в городе увеличилось на 7% по сравнению с первым полугодием 2015-го, свидетельствуют данные актуального исследования аналитического подразделения столичного Департамента информационных технологий. При этом численность персонала в этом сегменте рынка за счет оптимизации расходов и роста популярности аутсорсинга сохранилась на прежнем уровне — в онлайн-торговле Москвы заняты в настоящее время около 87 тысяч человек. По мнению аналитиков, интернет-торговля является одним из ключевых драйверов роста рынка информационно-коммуникационных технологий в Москве.
По итогам первого полугодия 2016 года общая сумма выручки московских интернет-магазинов составила 174,8 млрд рублей, что на 13,4% больше, чем за аналогичных период прошлого года. При этом аналитики отмечают, что темпы роста объема покупок в зарубежных интернет-магазинах значительно выше — каждый второй клиент онлайн-ритейла заказывал товары у иностранных продавцов. Покупки онлайн совершают 54% московских интернет-пользователей. Чаще в интернете заказывают товары женщины — 55% от общего числа покупателей. При этом если женщин больше интересуют одежда, обувь и аксессуары, то мужчины предпочитают покупать через интернет бытовую технику и электронику.
Московские интернет-магазины в 2016 году активно расширяли количество предлагаемых товарных категорий и ассортимент товаров, представленный на сайтах. Быстрее всего растет число продавцов товаров для красоты и здоровья, одежды и обуви, а также товаров для дома и дачи. Причем последнюю категорию товаров в настоящее время предлагает большая часть онлайн-ритейлеров — 65% от общего числа. Высокая конкуренция за покупателя среди магазинов компьютерной техники и электроники — товары этой категории присутствуют в ассортименте 43% магазинов, а также среди продавцов бытовой техники, которую предлагают 32% магазинов.
Уже только судя по одной Москве становится понятно, что это именно тот сегмент рынка, на который, скорее всего, в ближайшее время обрушится вся мощь государственной регулирующей машины. А между тем, онлайн-торговля пошла в рост не только в столице, но и в целом по России, если судить по результатам исследований агентства Data Insight, специализирующегося на Интернет-рынке:
«Май и июнь стали рекордными месяцами для российского рынка e-commerce. Количество заказов в крупных интернет-магазинах (входящих в топ-300 рынка) в эти 2 месяца было на 32% больше, чем в тот же период 2015 года. Для сравнения — в первые 4 месяца 2016 года рост составлял только 24% (с отдельными колебаниями от +31% в январе до +16% в феврале).
Июль на фоне результатов мая и июня выглядит скромно — +24% (к июлю 2015 года). Темпы роста снизились сразу на 8 процентных пунктов относительно показателей двух предыдущих месяцев. Впрочем, и рост на 24% за год (почти на четверть!) — это на самом деле сильный результат: в 2014-2015 гг. темпы роста по количеству заказов не поднимались выше 15%».
Поэтому такое пристальное внимание к интернет-торговле со стороны государства объяснимо — есть откуда взять новые налоги, есть куда пропихнуть своих протеже.
Как мы видим, неугомонный АКИТ не сидит на месте, уже как-то умудрился пробраться поближе к власти, а его инициатива с введением НДС для иностранных интернет-магазинов уже всерьёз обсуждается на уровне министерств и ведомств. Обязанность регистрироваться в качестве юрлица в России заграничным онлайн-магазинам, если они хотят, чтобы их посылки по зеленому коридору без задержек доходили до пользователя, обсуждалась на совещании в Совете Федерации с участием представителей Федеральной монопольной службы (ФНС), Федеральной таможенной службы (ФТС), Минэкномразвития, Минпромторга и других ведомств. Регистрация будет необходима, по словам участников встречи, чтобы ФНС могла начислять налог на добавленную стоимость на заказанный пользователем товар.
На совещании поднимался вопрос выравнивания конкурентных условий для российских и иностранных компаний. Суть предложения состоит в том, что те компании, которые зарегистрируются в России, смогут по зеленому коридору провозить посылки до пользователя. Им автоматически будут начисляться НДС. ФНС обещает наладить процедуру сбора НДС за каждую ввезенную посылку. Полный механизм реализации этого предложения до конца не утвержден.
Интересно, да? НДС ещё даже не дошёл до Госдумы, а механизмы его введения уже обсуждаются.
Как рассказал один из участников рынка интернет-торговли, присутствовавший на совещании, в Европе действует похожий механизм (обычно когда российские чиновники и монополисты кивают на Западный опыт, эти факты нужно рассматривать через микроскоп). Если посылка идет от незарегистрированного интернет-магазина, то ее задерживают на таможне, вскрывают и оценивают стоимость. В Великобритании, например, за каждую посылку от незарегистрированной компании взимают порядка £8 (около 660 рублей). Такая мера стимулирует иностранные компании вставать на налоговой учет.
Не столь приближённые к власти интернет-ритейлеры сомневаются в необходимости введения НДС для иностранных компаний, поскольку это может отпугнуть их от российского рынка и грозит им двойным налогообложением. К тому же, по мнению участников рынка в области e-commerce, иностранные компании как раз стимулируют развитие российского сегмента электронной коммерции, а значит лоббируемые АКИТ и поддержанные чиновниками инициативы в итоге ударят по отечественным интернет-магазинам. Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) выпустила исследование российского рынка электронной коммерции, из которого следуют, казалось бы, парадоксальные выводы. На рынке растет доля импорта, но это не только не препятствие, а, напротив, драйвер роста отечественной онлайн–торговли. А попытки государства повысить таможенные сборы или ввести НДС остановят это развитие.
Объяснение простое и интересное: подавляющее большинство новых покупателей в интернет–торговле РФ привлекаются через зарубежные торговые площадки — 86% россиян делают первую покупку в зарубежном магазине. Но позже аудитория переключается на услуги российских ритейлеров. Так, суммарный переток покупателей из зарубежных интернет–магазинов в российские за 4 года — 90%.
Специалисты НАДТ утверждают, что введение в России ограничений против иностранных торговцев откатит рынок электронной коммерции РФ к минимуму за последние 5 лет, приведет к росту цен, уходу с рынка крупных зарубежных игроков и в конечном счете отобьет желание аудитории покупать в онлайн–магазинах. В НАДТ рекомендуют сконцентрироваться на развитии производства внутри страны, а также ввести режим таможенных складов, где хранились бы в больших объемах импортные товары.
За ограничительные меры последовательно и настойчиво выступает другая ассоциация — АКИТ. Получить от нее комментарий не удалось. Как объясняет Александр Иванов из НАДТ, главное действующее лицо в АКИТ — компания «М.видео», которую к онлайн–ритейлерам можно отнести весьма условно: большая часть интернет–заказов забирается клиентами в магазинах сети.
Недавно «отличился» губернатор Псковской области Андрей Турчак, предложивший повысить таможенные пошлины на импортную электронику до 60%. Письмо с таким предложение Турчак направил президенту РФ.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) считают, что такое ограничение свободы торговли разбалансирует потребительский рынок. Илья Ломакин-Румянцев, глава президиума АКОРТ напомнил, что в России растёт сектор электронной торговли, и прямым следствием повышения пошлин будет «убийство отечественных интернет-магазинов». Он также считает, что новые таможенные преграды не помогут отрасли подняться:
«Развитию российской электроники могли бы помочь исключительно меры, позволяющие талантливым людям реализовывать свои проекты в Псковской области. Если губернатор заинтересован в этом».
.
Ломакин-Румянцев назвал предложение Турчака понятным, но не до конца просчитанным. «Все решения о повышении пошлин, все эти «тарифные войны» всегда ведут к обособлению рынков и ограничению развития», — пояснил он.
В письме Владимиру Путину псковский губернатор указывает, что повышение пошлин на электронную аппаратуру до 60% позволит создать внутренний рынок и повысить инвестиционную привлекательность отрасли. Сейчас максимальный размер пошлины на ввозимую в Россию электронику составляет 14%.
Все эти хаотичные наскоки на онлай-торговлю со стороны чиновников и монополистов очень сильно напоминают лоббирование совершенно разных интересов каких-то скрытых бенефициаров. Никакой заботой об отечественной интернет-торговле, которая сама неплохо справляется со своими проблемами в условиях здоровой конкуренции, в этой ситуации и не пахнет. Можно только посоветовать участникам рынка поскорее найти время, чтобы обратить внимание на вырастающую прямо на глазах проблему и не пускать всё на самотёк, выражая вялый протест подобно операторам по отношению к «пакету Яровой-Озерова», а объединить усилия против оказываемого на отрасль давления, способного выкосить онлайн-торговлю в России на корню — как раз под «посевы» лоббирующих репрессивные меры сторон.
Читайте также:
АКИТ продавливает законопроект, грозящий иностранным интернет-магазинам двойным налогообложением
🔓
«Пакет Яровой» вгоняет игроков рынка интернет-торговли в состояние шока
🔓
Регулирование торговых интернет-агрегаторов надо обсуждать с игроками рынка, — Ольга Голодец
🔓
Государство прогнозируемо взялось за интернет-торговлю
_____
Присоединяйтесь к нам в Telegram!
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.