2 July 2016

ООН приняла расширенную резолюцию о праве на свободу высказываний в интернете

На состоявшемся недавно голосовании Совета по правам человека ООН (СПЧ ООН) было принято решение утвердить расширенную резолюцию об «онлайн-правах».  

Россия и Китай внесли несколько поправок к тексту, но странами-инициаторами они были отвергнуты как «расфокусирующие внимание» на поднятой проблеме свободы слова в интернете.

В итоговой резолюции Генассамблея ООН призвала страны

«…пересмотреть свои процедуры, практику и законодательные акты, касающиеся перлюстрации переписки, а также применяемые ими меры перехвата и сбора личной информации, включая практику массовой слежки, в целях защиты права на неприкосновенность частной жизни».

.

Препятствия для осуществления этого права, подчеркивается в резолюции, не должны быть произвольными и должны охватываться

«механизмами надлежащей правовой защиты, в том числе с использованием судебного надзора или других правовых средств».

.

Бывший агент ЦРУ, а в данный момент — политбеженец Эдвард Сноуден положительно отозвался о решении ООН, прокомментировав его в своём твиттере так:

«Хорошая новость: Совет по правам человека ООН подтвердил «право на интернет», осудил нарушение прав на доступ к интернету и [необоснованные] отключения».

.

Это не первая такая резолюция об онлайн-правах, принятая СПЧ ООН после первых двух резолюций, утверждённых в 2012 и 2014 годах. Однако последняя резолюция, по-видимому, будет иметь большее будущее, чем предыдущие соглашения. В ней сделан дополнительный акцент на интернет-цензуру и подчёркивается важность доступной и открытой сети Интернет, а также призыв привлекать к ответственности виновных в насилии, преследовании и других нарушениях в отношении людей, свободно высказывающихся в интернете.

Резолюция также «безоговорочно осуждает» блокирования или другие нарушающие свободный доступ к интернету меры.

Интересен тот факт, что одна из стран, представивших проект резолюции, Турция, замечена в блокировании множества интернет-сервисов и попытках цензурировать Сеть. Бразилия, также входящая в состав инициаторов резолюции, недавно «отличилась» давлением на мессенджер WhatsApp и его владельца — компанию Facebook.

Колумнист издания techcrunch.com Наташа Ломас (Natasha Lomas) заметила интересные тенденции в риторике представителя Российской Федерации в ООН Алексея Гольтяева, пытавшегося в ходе заседания СПЧ ООН переместить внимание с онлайн-права на конфиденциальность, настоятельно призывая больше усилий уделять защите права на частную жизнь в интернете. В своей речи господин Гольтяев рассказал о нарушениях права на неприкосновенность частной жизни, «совершенные как государством, так и негосударственными субъектами», упомянув разоблачительные материалы Эдварда Сноудена, а также указал на рост использования незаконной прослушки телефонных разговоров, взлом электронных устройств и просмотр потоковых данных без разрешения. Под конец своего выступления российский представитель в ООН выразил обеспокоенность в связи с попытками некоторых неназванных государств проталкивать такую повестку дня, которая бы сохраняла «существующую иерархию с учётом их роли в интернете». Ну что ж, в последнем высказывании господин Гольтяев просто поддерживает популярный среди российских политиков тренд.

Наташа Ломас не преминула упомянуть о значительных расхождениях между риторикой Алексея Гольтяева и российскими реалиями в свете принятых недавно Госдумой и одобренных Советом Федерации «антитеррористических поправок» Яровой-Озерова, фактически сводящих на «нет» и конфиденциальность в интернете, и защиту частной жизни, о которых представитель России в ООН так печётся на словах.

Также Россия, уже традиционно, предупредила о разрастании экстремизма посредством интернета, но всё равно в итоге присоединилась к соглашению по резолюции, — даже после того, как её и Китая поправки были отклонены, — пишет Наташа Ломас. Однако, судя по итоговому документу резолюции, о котором сообщает российская пресса, сказанные Алексеем Гольтяевым «антитеррористические опасения» всё же были учтены, поскольку Генассамблея выражает обеспокоенность тем, что

«террористы и их пособники все шире используют информационно-коммуникационные технологии, в частности интернет для подготовки террористических актов. В этой связи в резолюции отмечается важность сотрудничества между правительствами, частным сектором и гражданским обществом для решения этой проблемы в соответствии с нормами международного права. Современные технологии, говорится в документе, способны стать мощным инструментом в борьбе с распространением терроризма, в том числе за счет поощрения терпимости и диалога».

.

Ломас также напоминает:

«Принятием резолюции по онлайн-правам человека не реально изменить что-либо в практическом плане, поскольку ООН не является само по себе правоприменительным органом».

.

К сожалению, подобные решения ООН носят рекомендательный характер, и автоматически «под козырёк» власти стран, где есть проблемы со свободой высказываний в Сети, вряд ли сразу возьмут. Дальше дело за кропотливой работой общественников, активистов и политиков, а надежда на то, что доступ в интернет станет неотъемлемым правом каждого человека, как и свобода высказываний в сети, есть — особенно учитывая уже существующий опыт в Европе. Несколько лет назад Конституционный совет Франции признал доступ к интернету одним из базовых прав человека, так что пример французов вполне может стать заразительным как для их соседей по ЕС, так и для других стран.

.

UPD. Остроумная реакция соцсетей:

Читайте также:

Новая доктрина информационной безопасности России: Интернет — враждебная среда
?
На страну надевают «пакет Яровой»
?
Россиян стали чаще сажать за посты в интернете
?
Знание истории стало преступлением и другой «экстремизм» недели
?
Национальная ассамблея Франции проголосовала за отмену антипиратского закона «трёх ударов» HADOPI.

Contacts

For general questions

[email protected]

For legal questions

[email protected]

Contacts for media:

Telegram: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.