Правила конфиденциальности ослабли из-за того, что электронное здравоохранение набирает обороты, пишет Адам Грин (Adam Green) в статье для Financial Times.
Неожиданным последствием пандемии Covid-19 стало то, что правительствам во всем мире приходится переосмысливать роль цифровых технологий в здравоохранении. Для того чтобы держать людей подальше от больниц, правительства США и Австралии утвердили возмещение расходов на телемедицинские консультации, позволяя пациентам общаться с врачами по видеосвязи.
Правительство Великобритании запустило коронавирусный чат-бот, чтобы уменьшить нагрузку на Национальную службу здравоохранения (National Health Servic, NHS) и сократить личные контакты. Эксперты говорят, что такие инновации помогут в долгосрочной перспективе сократить ненужное использование медицинских сервисов, которые уже боролись за удовлетворение потребностей стареющего населения задолго до того, как был нанесен удар Covid-19.
«Пандемия привлекла внимание к проблеме оказания медицинской помощи на массово децентрализованном рынке, — говорит ведущий специалист по глобальному здравоохранению и наукам о жизни в компании IPsoft Винсент Грассо (IPsoft занимается искусственным интеллектом). — Часть [нашей] дилеммы заключается в неспособности быстро увеличивать человеческий труд для удовлетворения новых потребностей в ресурсах. Приложения искусственного интеллекта, включая разговорные вычисления, могут быть очень полезны для удовлетворения таких потребностей».
Помимо этого медицинские учреждения устанавливают партнерские отношения с технологическими компаниями со скоростью и масштабом, которые трудно вообразить в обычных обстоятельствах. NHS работает с такими компаниями, как Amazon, Microsoft и Palantir, чтобы создать модели данных для оптимизации распределения вентиляторов, больничных коек и персонала.
Ограничения конфиденциальности данных ослабевают. Управление Комиссара информации Великобритании недавно заявило, что будет «прагматичным» в усилении обычных правил, принимая во внимание убедительные аргументы в пользу общественных интересов. Оно признало, что организациям может не хватать обычной практики защиты данных из-за необходимости оттягивания ресурсов от соблюдения требований и управления информацией. Также им может потребоваться больше времени для ответа на запросы о защите прав на информацию. «Управление не действует в отрыве от дел, представляющих серьезное беспокойство для общества», — заявили в ведомстве.
Кризис послужил хорошим импульсом для развития цифрового здравоохранения, говорит Клаус Бенке, партнер LEK Consulting, глобальной управленческой группы. Правительства уже работают над новыми правилами, содействующими появлению цифрового здравоохранения, начиная от приложений и носимых устройств и заканчивая «цифровыми» методами лечения, которые полагаются на программное обеспечение в качестве ключевого компонента в борьбе с болезнью.
В ноябре Германия приняла закон, разрешающий врачам выписывать медицинские приложения, расходы по которым возмещаются страховщиками. Такие шаги — «драйвер инноваций в немецком здравоохранении», говорит Рамрай Пувинатан, научный сотрудник Public, акселератора для стартапов, ориентированных на общественный сектор. «Это первая модель такого рода в Европе по возмещению расходов поставщикам медицинских услуг через обязательное медстрахование».
Регуляторы разрушают хранилища данных для лучшего развития инноваций в цифровой медицине и ИИ. ЕС интегрирует данные между государствами-членами, чтобы обеспечить трансграничный цифровой обмен рецептами и данными пациентов, а США недавно приняли правила, позволяющие «более плавно» передавать данные по программам Medicare и Medicaid.
Регуляторы одобряют растущее число цифровых методов лечения здоровья. В 2017 году Управление по контролю за продуктами и лекарствами США утвердило первую «цифровую таблетку» — сенсорный химиотерапевтический препарат, который позволяет лечащим врачам контролировать, соблюдают ли пациенты предписанный ими режим приема лекарств. Ведомство также разрешило приложение для психического здоровья Pear, технологической группы из Сан-Франциско, которое поддерживает людей с зависимостью и хронической бессонницей.
Ожидается еще больше продуктов. Apple и Johnson & Johnson проводят пробное клиническое исследование, можно ли использовать Apple Watch для обнаружения предсердных фибрилляций.
В Европе первая волна стартапов в области цифрового здравоохранения сосредоточилась в основном на задачах офисов, таких как коммуникации, кадровая логистика и информационные потоки. «Большинство успешных европейских стартапов [в этой области] работают и не классифицируются по категориям медицинского регулирования, — говорит Пувинатан. — Что интересно сейчас, так это вторая волна стартапов, которые, как мы думаем, войдут в экосистему, требуя клинических доказательств, выполняя требования регуляторов и европейские правила».
Сами клинические испытания могут значительно измениться благодаря достижениям ИИ. Технология имеет потенциал для улучшения логистики, такой как прием пациентов путем быстрого сканирования электронных медицинских карт. Например, 86% исследований не соответствуют срокам приема, и почти треть клинических исследований третьей фазы терпят неудачу из-за невозможности набрать пациентов. ИИ мог бы улучшить отбор участников, обрабатывая электронные медицинские записи, генетическую информацию и неструктурированные данные, включая записи врачей, чтобы найти наилучшее соответствие между предлагаемыми методами лечения и болезнями.
ИИ мог бы поддержать адаптивные клинические испытания — новый подход, в котором исследования меняют тактику на основе возникающих инсайтов. «ИИ может помочь в стратификации пациентов и выявлении новых биомаркеров, которые могут быть важны и привести к изменению результатов исследования, — говорит Клэй Хескетт, партнер LEK Consulting. — Это должно быть сделано с благословения [регулирующих] органов, но эти инструменты обеспечивают большую гибкость, чем когда-либо прежде».
Не все чувствуют себя комфортно в связи с ростом ИИ, цифровых технологий и связанными с ними коммерческими интересами в области здравоохранения. Технологические компании столкнулись с публичной критикой, упреками со стороны регулирующих органов и даже юридическими проблемами в связи с нарушениями конфиденциальности данных.
Даже сегодня, несмотря на серьезность угрозы коронавируса, сторонники британской кампании по защите приватности выражают озабоченность по поводу участия технологических компаний в ответных мерах NHS Covid-19. Palantir, например, имеет портфолио, которое включает в себя отслеживание нелегальных мигрантов для иммиграционного и таможенного ведомств США. Партнерство NHS с Big Tech вызвало открытое письмо группы участников кампании, врачей и ученых, умоляющих американское агентство сглаживать резкие этические проблемы и поддерживать прозрачность в таких областях, как отслеживание контактов.
Другие отмечали рост состояния «государственного бионадзора». В Китае и Южной Корее технологические компании играют решающую роль в облегчении карантина и ограничений мобильности. Это включает в себя распространение QR-кодов через приложения, которые присваивают цветовые коды, определяющие вид карантина по таким критериям, как история путешествий, время, проведенное в инфекционных зонах, и отношения с носителями вируса. Это привело к появлению обвинений в неточных оценках и стигматизации больных.
Скорость китайской блокировки Covid-19 не может быть легко отделена от инфраструктуры технического наблюдения, которая также позволяет отслеживать политических диссидентов и представителей меньшинств.
На Западе опасения увеличиваются вместе с ростом участия технологических компаний в управлении больничными данными. Недавний отчет показал, что 33 из 50 обследованных американских больниц работали с Amazon, Google или Microsoft, но без стандартизированных и открытых правил управления защитой данных.
Больницы ссылались на проблемы кибербезопасности в качестве причины, по которой они не делились такими подробностями в ходе расследования STAT, «дочки» газеты Boston Globe.
В сфере потребительского здравоохранения широко распространен тайный обмен данными. Один обзор медицинских приложений на мобильной платформе Android показал, что 79% исследуемых сервисов делились пользовательскими данными с третьими сторонами, включая рекламные компании, частные инвестиционные компании и кредитные агентства.
Covid-19 вызвал расширение государственной власти в области здравоохранения, которое далеко от завершения. Эти изменения помогают технологическим компаниям и инноваторам играть большую роль в предоставлении услуг. Многое будет зависеть от того, свернут ли регулирующие органы реформы, как только пандемия закончится.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.