Президент Украины подписал указ, который ввёл в действие решение Совета национальной безопасности и обороны «О Доктрине информационной безопасности Украины».
Документ вступает в силу со дня его публикации. «Необходимость принятия Доктрины, — отмечается в документе, — обусловлена возникновением актуальных угроз национальной безопасности в информационной сфере, а также необходимостью определения инновационных подходов к формированию системы защиты и развития информационного простора в условиях глобализации и свободного оборота информации». Целью Доктрины является уточнение основ формирования и реализации государственной информационной политики, — прежде всего, относительно противодействию разрушительному информационному влиянию Российской Федерации в условиях развязанной ею «гибридной войны».
Документ определяет национальные интересы Украины в информационной сфере, угрозы их реализации, направления и приоритеты госполитики в информсфере. «Его правовой основой являются Конституция Украины, — говорится в пресс-релизе на официальном сайте Президента страны, — законы Украины, Стратегия национальной безопасности Украины, утверждённая Указом главы государства от 26 мая 2015 года № 287, а также международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлена Верховной Радой».
Отмечается, что «ввиду особых условий и ведения против нашего государства агрессивной информационной войны не только на её территории, но и в мире, обеспечение реализации Доктрины возможно лишь при условии надлежащей координации мероприятий, осуществляемых всеми госорганами. Совет нацбезопасности также определяет ключевые мероприятия соответственно положениям документа».
Кабмин Украины будет обеспечивать осуществление информполитики государства, финансирования программ, связанных с инфорбезопасностью, направлять и координировать работу министерств, других органов исполнительной власти в этой сфере.
На Министерство информационной политики Украины возлагаются организация и обеспечение мониторинга СМИ и общедоступных ресурсов отечественного сегмента сети «Интернет» с целью выявления информации, распространения которой запрещено в Украине. Министерство информполитики также будет осуществлять мониторинг угроз национальным интересам и национальной безопасности в информационной сфере. …Кроме всего прочего, Министерство информполитики обязано способствовать Министерству иностранных дел в донесении и представлении официальной позиции Украины в иностранных средствах массовой информации.
Участие «в обеспечении защиты украинского информационного пространства от пропагандистской аудиовизуальной и печатной продукции страны-агрессора; разработке приоритетов и стимулов развития украинского кино, телевизионного контента, книгоиздательства […] также будут принимать Министерство культуры Украины, Государственное агентство Украины по вопросам кино, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, Госкомитет телевидения и радиовещания Украины согласно их компетенций».
Неделю назад Президент Порошенко подписал указ о введении в действие решения Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) «Об угрозах кибербезопасности государства и неотложных мерах по их нейтрализации», в котором поднимаются такие вопросы, как кибербезопасность госорганов и стратегических объектов, расширение полномочий правоохранителей по части получения и хранения данных пользователей, установление требований к операторам относительно раскрытия информации о поставщиках услуг и маршрутах переданной поставщиком информации, внедрение практики блокировки операторами и провайдерами информационных ресурсов по решению суда и т.п. Первая Доктрина информационной безопасности Украины была разработана и утверждена ещё во времена Президента Виктора Ющенко в июле 2009 года, и в ней также оговаривались вопросы безопасности страны по части «распространения в мировом информационном пространстве искажённой, недостоверной и предвзятой информации, которая наносит вред нацинтересам страны», «внешнего деструктивного влияния на общественное сознание через СМИ и сеть Интернет», «деструктивное информвлияние, направленное на подрыв конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности Украины», «проявления сепаратизма в СМИ, а также Интернете по этническому, религиозному и прочим признакам», «несанкционированный доступ к информационным ресурсам государственной власти», «разглашения информации, которая содержит государственную и другую тайну, а также конфиденциальной информации, владельцем которой является государство» и так далее.
Существенным отличием нынешней Доктрины является то, что она чётко выделяет Россию как информационного противника Украины, наносящего или готового нанести ей соответствующий урон в информационной сфере. Предполагаем, что принятая Доктрина даст старт принятию ещё целого пакета законов, направленных на усиление государственного регулирования интернета в Украине. Здесь закладывается не только очередной камень в создании информационной стены между нашими странами, куда, справедливости ради стоит сказать — наши власти уже внесли свой «неоценимый» вклад, но и создаётся возможность для манипулирования украинскими властями информационным пространством, а также проявления цензуры.
Читайте также:
Власти Украины разрабатывают регрессивный закон о слежке, блокировке сайтов и кибербезопасности
?
Двое администраторов украинских сообществ ВКонтакте получили по 5 лет тюрьмы
?
Украинцам запретили пользоваться Яндекс.Деньгами, Qiwi, Единым кошельком и Webmoney
?
Украина хочет обложить копирайтом тексты законопроектов
?
АнтиИнтернет: Путин подписал доктрину информационной безопасности России
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.