В России укрепляется тренд на ограничение свободы слова в Интернете, подаваемый как преследование экстремистских проявлений. Под ними понимается реакция пользователей на какие-то события или мнения – в том числе лайки и репосты в соцсетях. Правозащитники намерены добиваться корректировки соответствующих статей Уголовного кодекса (УК) в сторону их большей определенности. Планируется и обращение в Верховный суд (ВС).
Эксперты утверждают, что россиян действительно стали больше привлекать к уголовной ответственности за лайки и репосты. Проблема в том, что в законодательстве нет четких критериев оценки на экстремизм высказываний в Сети. Такая правовая неопределенность грозит массовыми посадками.
По словам интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, в последние годы увеличивается количество наказанных за сетевой экстремизм:
«Умножается как число уголовных приговоров за высказывания в Рунете, так и административных наказаний разного рода. Также стремительно растет количество блокировок интернет-ресурсов и требований удалить тот или иной контент».
.
Лидер «Партии Роста» Борис Титов вообще убежден, что атаки на Интернет вроде «закона Яровой» продолжатся:
«Последствия будут не только экономическими, дойдет и до серьезного ограничения гражданских и политических прав».
.
Эксперты, собранные под эгидой этой партии, разработали концепцию «запрета запретов». Речь идет о создании системы общественной оценки тех законов, которые воздействуют на свободы людей и права человека. То есть каждая инициатива, хотя бы в чем-то их ограничивающая, должна проходить через дискуссию в обществе. Первым поставить на обсуждение предполагается как раз «антитеррористический пакет» депутата Госдумы Ирины Яровой и сенатора Озерова.
В прошлом году, по данным информационно-аналитического центра «Сова», за онлайн-высказывания, признанные экстремистскими, было вынесено порядка 194 приговоров, в 2014-м их было 138. Быстро выросло и число осужденных к реальному лишению свободы за «интернет-экстремизм» – с 18 до 43. Из них 16 человек получили срок только за свои слова – без отягчающих обстоятельств и приговора по совокупности.
Социолог Игорь Эйдман, двоюродный брат убитого зимой 2015-го года оппозиционера Бориса Немцова, так прокомментировал эту статистику в Facebook:
«В России теперь «за политику» судят чаще, чем при Брежневе. А динамику роста числа приговоров даже невозможно сравнить.
Во второй половине 70-х во всем СССР по «антисоветским» статьям в среднем за год осуждалось около 70 человек. Из них примерно половина в РСФСР.
Конечно среди репрессированных [согласно данным «Совы»] немало людей с крайне сомнительными взглядами. Но, судя по мемуарам политзеков, и при Брежневе за политику судили не только демократов и интернационалистов».
.
У многих экстремистских статей, подчеркивают эксперты, размыты диспозиции, а значит, под них легко можно подвести почти всякое резкое высказывание. А такие действия, как лайки и репосты в соцсетях, с точки зрения закона вообще сложно трактовать.
Напомним, что самой распространенной статьей УК, по которой привлекают к ответственности, стала 282-я – «возбуждение ненависти и вражды», за ней идет 280-я – «призывы к экстремистской деятельности».
Именно по правоприменительной практике этих статей и решено обратиться в ВС для получения разъяснений. Как пояснил юрист Анатолий Семенов, по данной категории дел явно нужен более четкий материальный состав – например, привлекать людей к ответственности лишь тогда, когда от их слов и заметок для кого-то наступил конкретный ущерб. Эксперт в связи с этим напомнил: председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев неоднократно указывал судьям, что «наличие преступного умысла необходимо доказывать».
Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский рекомендовал обратить внимание на шанхайскую конвенцию «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». В ней понятие экстремизма увязывается с насильственными действиями. Верховский также привел такое доказательство популярности у силовиков дел об экстремизме в Интернете как рост запросов на госзакупку программного обеспечения для мониторинга соцсетей.
Читайте также:
Ожидаемо возросло количество приговоров за репосты в социальных сетях
🔓
На страну надевают «пакет Яровой»
🔓
Чуда не произошло — Совет Федерации одобрил закон о тотальной слежке за россиянами
🔓
Россиян стали чаще сажать за посты в интернете
🔓
ООН приняла расширенную резолюцию о праве на свободу высказываний в интернете
🔓
В редакции «Эха Москвы» прошли обыски — Яровая нашла «экстремизм» в материале Андрея Пионтковского
_____
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.