По мнению Дуньи Миятович, публикация списка «террористов и экстремистов», составленная Росфинмониторингом, где есть фамилии журналистов, ставит их безопасность под угрозу и неприемлема для цивилизованной страны.
Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович выразила обеспокоенность в связи с решением Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) опубликовать обновленный список «террористов и экстремистов», который включает в себя представителей средств массовой информации:
«Публикация этого списка поставит под угрозу жизнь и безопасность журналистов. Правительство отвечает за обеспечение безопасности журналистов, оно не должно подвергать их опасности из-за подозрений государственных обвинителей по антиэкстремистскому закону».
.
Росфинмониторинг, на который возложили задачу контроля физических и юридических лиц, нарушивших российское антиэкстремистское законодательство, опубликовал список из шести тысяч человек на своём сайте, в который вошли крымские журналисты Николай Семена (интернет-проект «Радио Свободы» — «Крым. Реалии», исключён из реестра запрещённых сайтов) и Анна Андриевская из Центра журналистских расследований (сайт внесён в реестр).
Миятович отметила, что она и другие межправительственные органы неоднократно указывали на недостатки антиэкстремистского законодательства в России и выразили свою озабоченность по поводу его применения, в том числе последних вердиктов в отношении журналистов и предупреждений организаций средств массовой информации:
«Я призываю соответствующие органы снять список с именами журналистов и пересмотреть политику, которая подвергает опасности лиц, осуществляющих своё право свободу выражения мнений. Желание поставить на журналистах клеймо террориста только из-за критических выступлений и сообщений не может быть оправдано».
.
В апреле стало известно, что в отношении журналиста «Крым. Реалии» Николая Семены возбуждено уголовное дело по ст. 280.1 УК РФ «Призывы к нарушению территориальной целостности РФ, распространенные через СМИ». В домах семи сотрудников редакции прошли обыски — изъяты компьютеры, жесткие диски с данными и документы. Как сообщила прокурор Крыма Наталья Поклонская, в Генпрокуратуру и Роскомнадзор готовятся материалы для блокировки сайта этого издания.
Вскоре стало известно, что Семена получил статус обвиняемого по делу о призывах к нарушению территориальной целостности России. Анна Андриевская покинула Крым ещё в 2014 году и продолжила свою журналистскую деятельность в Киеве.
С ужесточением антиэкстремистского законодательства у ОБСЕ заметно прибавится поводов для выражения беспокойства, тем более, что уже задолго до появления на свет «пакета Яровой-Озерова» российскими властями уже был взят курс на жёсткое подавление инакомыслия в интернете. Свежий пример — в станице Кущёвской вот-вот должен пройти суд над кубанской активисткой Ниной Соловьёвой, опубликовавшей в твиттере фотографию с «несанкционированного публичного мероприятия», за что ей грозит штраф до 30 тыс. рублей или арест сроком до 10 суток. 9 марта Нина Соловьева вместе с Виктором Чириковым сфотографировались на фоне стелы с надписью «Кущевский район» с плакатом в поддержку Дарьи Полюдовой, которая на данный момент отбывает наказание в новороссийской колонии за публикации в социальных сетях.
Многие пользователи интернета и правозащитники заметили, что чаще всего дела возбуждаются за высказывания в социальной сети «ВКонтакте», руководство которой в общении с прессой поведало о взаимодействии со спецслужбами, так что если суд будет суров к Нине Соловьёвой, это может стать первым, и достаточно неприятным случаем возбуждения дела из-за поста в Twitter.
Читайте также:
Россиян стали чаще сажать за посты в интернете
?
Грустный июнь: закон о тотальной слежке сделал Рунет рекордно несвободным
?
Закон о тотальной слежке сравним с гениальной диверсией против экономики и силовых структур России
?
ООН приняла расширенную резолюцию о праве на свободу высказываний в интернете
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.