В августе текущего года депутат от партии «Справедливая Россия — За правду» Дмитрий Кузнецов предложил ввести механизм получения принудительной лицензии авторских и смежных прав на ставшие недоступными в стране фильмы, программы, книги и другие объекты авторского и смежного права. Соответствующий законопроект №184016-8 «О внесении изменения в Федеральный закон „О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации“» тогда же был внесён на рассмотрение Госдумы.
Согласно документу, условием получения такой лицензии является то, что объект авторских и смежных прав стал полностью недоступен на рынке и правообладатель отказал в предоставлении лицензии лицу, которое выразило желание использовать объект на рыночных условиях.
Законопроект предоставляет пользователю право на получение принудительной лицензии в судебном порядке на ранее согласованных с правообладателем условиях, но в случае, если иностранный правообладатель расторг лицензионный договор.
Наши эксперты проанализировали законопроект Дмитрия Кузнецова и нашли в нём множество недостатков — от грубейших ошибок в терминологии до чрезмерно широких формулировок по части условий применения механизма принудительной лицензии. На основании сделанного ими анализа был составлен официальный Отзыв на документ.
В целом наша организация не поддерживает законопроект на концептуальном уровне, поскольку он противоречит целям по развитию IT-рынка и отечественной IT-отрасли в РФ, может иметь негативные последствия для отечественных производителей программ для ЭВМ, правообладателей, авторов произведений культуры и науки, а также – в долгосрочной перспективе – для российской экономики в целом. Принятие законопроекта способствует превращению России в высокорисковую юрисдикцию с точки зрения соблюдения исключительных прав.
Также считаем, что законопроект не способствует достижению заявленных в пояснительной записке целей, так как фактически механизм принудительной лицензии ставит иностранных правообладателей под угрозу нарушения законодательства своего государства, что лишь только подтолкнет оставшихся правообладателей покинуть российский рынок, в свою очередь это лишь только усугубит недоступность тех или иных объектов авторского права, в частности программ для ЭВМ. Обусловлено это тем, что санкционный режим в некоторых случаях не запрещает экспорт технологий в РФ как таковой, а запрещает предоставление технологий конкретным лицами из РФ или государственным структурам РФ.
Кроме того, в случае программ для ЭВМ, остается неясным, как предполагается обеспечивать исполнение судебных решений по предоставлению принудительной лицензии. Учитывая распространенное использование технических средств защиты исключительных прав в программах для ЭВМ (в т.ч. использование ключей активации, удаленного доступа к серверу для проверки целостности программного кода, онлайн-лицензий и т.п.) делает предлагаемый законопроектом механизм принудительной лицензии бесполезным для цели получения российскими лицензиатами реального права использования программ для ЭВМ иностранного производства.
Помимо этого, полагаем что возможны следующие негативные последствия:
Также возможны следующие негативные последствия, обусловленные недостатками законопроекта рассмотренными в Отзыве:
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.