24 June 2016

Растущая армия бытовых роботов заставила Европарламент озаботиться правами «электронных личностей»

 В связи с быстрым ростом количества используемых в быту и промышленности роботов, депутаты Европарламента подготовили проект резолюции о признании роботов «электронными личностями».

По мнению евродепутатов, рост числа роботизированных устройств, их распространенности, сферы применения, уровня искусственного интеллекта и автономности, способен повлечь за собой рост безработицы, социального неравенства и отчужденности среди людей, и это требует всестороннего пересмотра законодательного регулирования робототехники, от налогообложения до юридической ответственности. Если Еврокомиссия согласится с этими доводами, владельцам роботов придется даже оплачивать их социальное страхование. Также предлагается создать реестр «умных» автономных роботов, который обеспечит им доступ к фондам, покрывающим их правовую ответственность.

Несогласие с инициативой Европарламента уже высказала немецкая техническая ассоциация VDMA — одна из крупнейших промышленных ассоциаций в Европе, куда входят более 3100 компаний, в том числе крупнейший производитель автоматики Siemens и роботостроительная компания Kuka. По мнению VDMA, высказанные предложения чересчур сложны, и, по мнению управляющего директора VDMA Патрика Шварцкопфа (Patrick Schwarzkopf), время для их реализации еще не наступило, а вот законодательное регулирование беспилотных автомобилей, напротив, понадобится уже в ближайшее время:

«Создание законодательства с электронными личностями — это нечто, могущее произойти через 50, но не 10 лет. Мы думаем, что это очень бюрократический подход, который парализует разработку роботов».

.

Тему роботов недавно подхватила и компания Google, совместно с Калифорнийским университетом в Беркли и Стэнфордским университетом сформулировав пять практических проблем, которые необходимо учитывать разработчикам искусственного интеллекта:

  • избегание нежелательных побочных эффектов (например, робот может разбить вазу, если это ускорит процесс уборки);
  • избегание жульничества (тот же робот может просто прикрыть мусор, а не убрать его);
  • гибкая потребность в надзоре (например, если робот может посоветоваться с человеком при выполнении задачи, он не должен надоедать вопросами);
  • безопасное обучение (упомянутому роботу-уборщику не стоит экспериментировать с протиркой розеток мокрой тряпкой);
  • устойчивость к смене деятельности (например, уборка в цехе металлообработки и химической лаборатории принципиально отличается).

Среди возможных путей решения исследователи называют использование симуляций в обучении, ограничение пространства деятельности роботов и человеческий надзор, однако ни один из них не представляет окончательного решения проблемы. По мнению специалистов Google, обеспечить заданную работу систем машинного обучения могут только ответственные, открытые и междисциплинарные усилия разработчиков.

Ранее практически об уравнивании искусственного разума с человеком в правах говорили власти США — национальное управление безопасности движения на автотрассах выразило согласие с позицией Google о том, что его беспилотные автомобили, управляемые искусственным интеллектом, следует рассматривать в качестве водителя. Управление согласилось разработать новые правила с новым определением «водителя», но предупредило, что такой процесс может занять много времени. Регулятор разрешил Google попросить об исключении из действующих правил на период испытания его беспилотных машин.

Так что времена переосмысления отношений между человеком и искусственным разумом, о котором там много говорили фантасты как в положительном, так и в отрицательном ключе, уже не за горами.

Читайте также:

RuTracker — «Восстание машин»
🔓
ЕС готовится сказать криптовалютам «Да!»
🔓
Квантовая криптография: принципиально новый вид связи с высокоуровневой защитой обмена данными

_____

Contacts

For general questions

[email protected]

For legal questions

[email protected]

Contacts for media:

Telegram: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.