Правозащитная организация «Репортёры без границ» (RSF) представила очередной ежегодный индекс свободы прессы во всём мире.
«В целом ситуация в Восточной Европе и Центральной Азии ухудшилась: свобода прессы там не гарантирована, а средства массовой информации всё чаще используются в качестве каналов распространения кампаний по дезинформации», — говорится в докладе организации.
RSF о России говорит, что она «продолжает свой крестовый поход против независимой журналистики, а более 1500 журналистов покинули страну после <спецоперации>». Повышение же рейтинга на две позиции (162 место) объясняется ухудшением ситуации в других странах и скрывает за собой падение общего балла: список журналистов и СМИ, помеченных правительством как «иностранные агенты» или «нежелательные» растёт, а журналисты продолжают подвергаться необоснованным арестам.
В докладе также подчёркивается, что:
«Все частные независимые телеканалы запрещены в эфире, за исключением кабельных развлекательных каналов. Многие западные СМИ, такие как Euronews, France 24 и BBC, больше не доступны в стране без объявления какого-либо юридического, административного или судебного решения. Регулятор СМИ Роскомнадзор подверг цензуре большинство независимых новостных сайтов, а самые популярные из них, такие как «Медуза» и «Дождь», были объявлены «нежелательными организациями», а это значит, что их упоминание или цитирование может привести к уголовному преследованию. Остальные СМИ принадлежат государству или союзникам Кремля. Их сотрудники должны следовать приказам администрации президента относительно тем, которых следует избегать, и должны подвергать себя жесткой цензуре. Радиостанции находятся в такой же ситуации».
В докладе говорится, что ни один журналист, даже покинувший страну, не застрахован от угрозы серьезных обвинений, основанных на «расплывчато сформулированных драконовских законах, часто принимаемых в спешке». Также подчёркивается, что в самом начале пандемии COVID-19 во многие законы, касающиеся свободы выражения мнений, включая законы о клевете и «фейковых новостях», были внесены поправки, чтобы включить их в Уголовный кодекс. А «специальная военная операция» придала новый импульс этому процессу: парламент поспешно принял поправки, согласно которым «ложная информация» о российских вооруженных силах и любом другом российском государственном органе, действующем за рубежом, теперь наказывается лишением свободы на срок до 15 лет. Всё чаще используются обвинения в «экстремизме» и «оправдании терроризма».
Хотя уровень подключения к Интернету очень высок, почти две трети россиян получают новости в основном по телевидению, которое контролируется правительством, и из российских социальных сетей, таких как «ВКонтакте». Темы ЛГБТ и религиозных чувств постепенно стали закрытыми для средств массовой информации. По словам RSF, Владимир Путин всячески поощрял подобный консерватизм в российском обществе.
Правозащитники также заметили, что радикальные санкции, которые западные демократии ввели против России в ответ на «спецоперацию», резко оторвали большую часть российской экономики от экономики Европы, с которой она была тесно интегрирована, что привело к большой неопределенности. Помимо цензуры, которая вынудила закрыть многие средства массовой информации и разорила немногих оставшихся независимых журналистов, вынудив их менять профессию или уехать за границу, рекламный рынок претерпел серьезные колебания, которые особенно затронули российские региональные СМИ.
К методам запугивания журналистов, также подчёрчикают «Репортёры без границ», помимо физического воздействия, избиений и даже пыток, применяемых в основном в регионах, прибавились частое применение штрафов и кратковременных задержаний под разными предлогами. СМИ также находятся под угрозой произвольного включения в список «иностранных агентов», статус которого сопряжен с тяжелыми бюрократическими препонами и юридическими рисками, а также в список «нежелательных организаций», который криминализирует любое упоминание или сотрудничество с определёнными СМИ. Столкнувшись с дополнительными рисками, возникшими после начала «спецоперации», многие журналисты, работающие в независимых СМИ, выбрали эмиграцию. Власти продолжают оказывать давление, «посещая» членов их семей или заочно осуждая их.
По мнению RSF в плане давления на СМИ с Россией соперничают только два государства: Беларусь (167-е место), чей режим преследует журналистов под предлогом борьбы с «экстремизмом», и Туркменистан (175-е место), где обладающий неограниченными полномочиями президент запрещает любую независимую информацию.
Весьма заметное снижение показывает Грузия (103-е место), которая опустилась на 26 позиций: правящая в ней партия «сохраняет поляризацию общества, культивирует сближение с Москвой и проводит политику, все более враждебную по отношению к свободе прессы».
Напомним, во второй половине апреля сайт RSF был заблокирован на территории России решением «Неуказанного госоргана». Как потом объяснили в Роскомнадзоре, причиной этому стало размещение «недостоверной общественно значимой информации о специальной военной операции».
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.