Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки к закону «О государственной регистрации недвижимости», по которым Росфинмониторинг сможет получать данные об имуществе граждан без их ведома. Необходимость изменений объясняется тем, что возможный преступник, узнав о проверке, может скрыть следы. Сейчас владельцев недвижимости не уведомляют о выдаче кому-либо сведений о ней, если запрос поступил от правоохранительных органов.
Авторы инициативы хотят внести изменения в ст. 62 закона. Сейчас, в соответствии с ч. 17 этой статьи, по запросу собственника предоставляется информация о лицах, получавших из Единого госреестра недвижимости сведения о объекте недвижимости. Но собственник недвижимости не увидит запросы правоохранительных органов, это оговаривает закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Новый законопроект позволяет так же скрывать и запросы Росфинмониторинга. Это обеспечит конфиденциальность проверок ведомства в отношении недвижимости по выявлению незаконных сделок, отмечает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Документ появился как исполнение майского поручения премьер-министра Михаила Мишустина о повышении эффективности национальной системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Бывший следователь по особо важным делам Александр Бурчук в беседе с «Ведомостями» отметил, что самым острым вопросом при расследовании уголовных дел о хищениях или иных преступлениях стоит возмещение причиненного ущерба либо изъятие имущества, говорит он. По словам адвоката, коррупционные связи в регистрирующих органах, сервисы подписки на изменения в регистрационном деле недвижимого имущества уведомляют владельца о получении запросов, касающихся объекта недвижимости, и могут послужить сигналом для его отчуждения или перерегистрации на «добросовестного покупателя» либо реально неосведомленного третьего лица:
«Так или иначе [нынешние нормы] позволяют коррупционеру принять меры к затруднению изъятия в доход государства такого имущества».
По действующим нормам Росреестр обязан по запросу правообладателя недвижимости предоставлять ему информацию о лицах (и Росфинмониторинг в их числе), получивших сведения об объекте, права на который у него не зарегистрированы, поясняет Груздев. Очевидно, добавляет он, что расследования, проводимые Росфинмониторингом, требуют конфиденциальности.
Любой неограниченный и неподконтрольный доступ к большим ресурсам данных приводит к возможностям злоупотреблений, а Росфинмониторинг как специальный госорган имеет и без того широчайшие полномочия по сбору информации из банков и многих других органов и организаций, отмечает старший партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай. Адвокат также рассказал, что в материалах как гражданских, так и тем более уголовных дел ему не раз доводилось встречать подробнейшие справки об имущественном положении как организаций (включая иностранные), так и физических лиц, которые получаются явно не только формальным доступом к документам и базам данных, но и оперативно-розыскными методами:
«Не знаю, позволят ли вводимые изменения улучшить положение с коррупцией, но пока отчетливо заметна следующая тенденция: пока чиновник находится во власти, у него никогда никаких нарушений нет, как только он увольняется и у него появляются какие-то проблемы, сразу же выясняется, что у него много незадекларированного имущества».
Росфинмониторинг, в свою очередь рассказал, что «антиотмывочный» закон уже устанавливает запрет на информирование третьих лиц о мерах по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма. Финразведка объяснила, что данные о недвижимости могут потребоваться в рамках работы по запросам следственных и оперативно-разыскных органов. Роскадастр уведомляет владельцев недвижимости о поступлении запросов в Единый государственный реестр недвижимости, сообщил Росреестр. Гражданин сам может запросить информацию о лицах, получивших такой доступ.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.