По мнению главы РСПП Александра Шохина, отсутствие технических требований к оборудованию для исполнения этого закона может привести к сбоям и породить коррупциогенные риски.
В нормативной базе к закону о «суверенном Рунете», которую готовит Минцифры, отсутствует документ с техническими требованиями к средствам противодействия угрозам, то есть оборудованию, которое должны будут устанавливать на свои сети операторы связи, говорится в письме президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина к вице-премьеру Максиму Акимову, курирующему сферу телекоммуникаций. По мнению Шохина, это может привести к сбоям в сетях связи, а также создать коррупциогенные риски при закупке данного оборудования, сообщает РБК.
В мае вице-премьер Максим Акимов подписал план-график подготовки проектов подзаконных актов для реализации закона о «суверенном Рунете», который вступает в силу 1 ноября 2019 года. Так, уже к 1 августа должны быть разработаны и приняты 29 нормативных актов, устанавливающих порядок реализации закона. Затем государство должно закупить оборудование и установить его на сети операторов. В плане-графике не предусмотрена разработка документа, устанавливающего технические требования к оборудованию для противодействия угрозам и необходимость его сертификации, обращает внимание Шохин в письме Акимову.
«Отсутствие указанных технических требований и сертификации могут оказать негативное влияние на работу сети связи общего пользования, привести к сбоям в оказании услуг связи, предоставляемых в том числе в интересах государственных пользователей, ограничить возможности конкуренции на рынке технических средств противодействия угрозам, что несет финансовые и репутационные потери для бизнеса, не способствует снижению затрат государства на закупку технических средств противодействия угрозам, создает коррупциогенные риски», – отметил А. Шохин.
Представитель минцифры Евгений Новиков рассказал, что если такое оборудование признают новым видом средств связи, то правила могут быть утверждены в лучшем случае к концу года, а то и позже. Если же решат приравнять его к существующим системам, например для мониторинга сетей связи, то правила для них существуют, уточнил он.
«Довольно странно, что в отсутствие каких-либо требований оборудование под закон уже тестируется и выбирается. Наверняка все оформлено так, что ни Минкомсвязь, ни Роскомнадзор юридически к этому тестированию отношения не имеют, а операторы проводят его по своей инициативе», — считает директор Института исследований Интернета Карен Казарян. Он отмечает, что раз оборудование будет закупаться за государственный счет, органы власти должны разработать технические требования, а потом согласно закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объявить открытый тендер на закупку оборудования.
Telegram-канал «Телеком-ревью» напомнил, что речь идет о проектах для технических средств противодействия угрозам:
«РСПП внезапно вытащил из рукава козырь, — пишет владелец канала «Эшер II» Филипп Кулин. — Суть в том, что фильтры (или как называют их в законе — технические средства противодействия угрозам — ТСПУ) ничем не описываются. Это может быть что угодно — от розетки, до супер-комьютера. И никаких нормативных актов на эту тему не разрабатывается. Как верно подметил Карен Казарян — такая же история произошла с теми коробочками, которые проверяют провайдеров, насколько хорошо они защищают нас от порочной информации. Об этом и написал внезапно Председатель РСПП Александр Шохин вице-премьеру Максиму Акимову».
По его мнению, РСПП сейчас является главным «хейтером» сомнительного закона, поэтому основная критика сейчас идёт через него: «Ищут все лазейки, чтобы завалить <закон>».
Исполнительный директор ОЗИ Михаил Климарёв считает, что министр связи Константин Носков мог бы воспользоваться сложившейся ситуацией, чтоб освободить от должностей некомпетентных людей, работающих в том числе в Роскомнадзоре, однако особых надежд эксперт на это не питает.
Как бы там ни было, но «суверенный Рунет» совершенно прогнозируемо превращается в ещё одну, наряду с «пакетом Яровой» и другими сомнительными законами, проблему. Напомним, ещё на заре его принятия эксперты предупреждали о слишком больших расходах, связанными с его реализацией, и вот теперь вылезают другие проблемы технического, правового и финансового характера.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.